С формированием и развитием речи у детей связанны все развивающие, обучающие процессы, происходящие на первых годах его жизни. От того как будет развиваться память, мышление, восприятие, воображение, крупная и мелкая моторика, а так же остальные жизненно важные навыки зависит своевременное развитие речи у детей. Многих родителей рано или поздно начинает волновать вопрос формирования речи у ребенка.
В первую очередь мы хотим обратить ваше внимание на то что, говоря о развитии речи, имеется в виду две ее стороны.
Активную речь;
Понимание обращенной речи.
Каждая из сторон начинает активно развиваться с момента рождения малыша. Вначале он слышит и реагирует на речь родителей, потом начинает отличать папу от мамы и в итоге сам издаёт звуки. Хорошо если родители приступают к занятиям по развитию речи своего ребенка с тех дней, когда появляется первый лепет. Хотелось бы напомнить, что обычным детям такие ранние занятия не обязательны, а вот детям с синдромом Дауна они просто необходимы. Развитие речи у детей раннего возраста обычных, здоровых происходит на много раньше и проще, чем у Даунят.
Одна из основных особенностей развития речи детей с синдромом Дауна — значительное отставание экспрессивной речи. Даже на фоне отставания в других областях развития активная речь оказывается самым слабым звеном.
Помимо уменьшенного объема словаря наблюдается грубое нарушение формирования грамматического строя.
Анализ данных обследования состояния импрессивной и экспрессивной речи детей дошкольного возраста позволяет выделить сильные и слабые стороны развития, что помогает грамотно организовать систему работы по развитию речи:
1. Понимание речи намного опережает развитие активной речи.
2. Зрительная память развита гораздо лучше слуховой.
3. Социальное и эмоциональное развитие являются наиболее сохранными сферами.
4. Нарушение речи может быть усилено нарушением слуха.
5. Сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания.
6. Сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого произношения.
7. Отставание речи при отсутствии других форм общения (жесты) вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.
Таким образом, формирование навыков невербального общения, как частичной и временной замены устной речи, помогает во многом избежать перечисленных проблем.
В качестве невербальных средств общения чаще всего используются жесты и таблички со словами. Хорошие результаты дает сочетание двух этих методов. На ранних этапах работы мы используем жесты в сочетании с устной речью, на более поздних этапах параллельно используем таблички со словами (метод глобального чтения).
Развитие речи и общения реализуется как на специально организованных занятиях логопеда, дефектолога и психолога, так и в процессе различных игр, совместной деятельности и бытовых ситуациях в домашних условиях.
Ранняя помощь оказывается с момента установления нарушений у ребенка до его поступления в образовательное учреждение. Она призвана обеспечить максимальную реализацию возможностей ребенка, предупредить развитие вторичных нарушений, включить детей с синдромом Дауна в общий образовательный поток (интегрированное, инклюзивное обучение в дошкольных и школьных учреждениях).
Существует достаточно большое количество методик, позволяющих эффективно обучать и развивать детей с синдромом Дауна. Но этот процесс более труден и занимает больше времени, чем усвоение аналогичных умений и знаний обычным ребенком. Чем раньше начинать целенаправленные занятия с ребенком, тем больше шансов достигнуть успехов. Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата активировать осязание, слух и кинестетические ощущения. Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, более целесообразно разбивать одно задание на несколько частей. Занятия желательно сделать как можно более интересными и приятными для ребенка, отмечая его малейшие достижения и успехи.
Коррекционная программа, разработана Петером Лаутеслагером, голландским физиотерапевтом, занимающимся проблемой двигательного развития и специализированной помощи детям с синдромом Дауна. Данную программу возможно применять детям с 3-х месячного возраста и до 3-4 лет, включающая в себя тестирование уровней развития основных двигательных навыков ребенка и составление программы занятий с ним. Методика реализует функциональный подход к стимуляции развития детей, позволяет оценить динамику развития и оптимально спланировать занятия. Она направлена на абилитацию ребенка, предупреждает и корректирует отклонения в двигательном развитии малыша. Предусматривает не воздействие на ребенка, а взаимодействие с ним при активном участии родителей. Уровень двигательного развития напрямую связан с первичной исследовательской деятельностью ребенка и его включением в обычную жизнь — социализацией. Тестирование дает четкое представление о последовательных стадиях формирования каждого двигательного навыка, что позволяет специалистам грамотно составить программу двигательного развития ребенка и разработать рекомендации для родителей. Освоение двигательных навыков обеспечивает ребенку определенный уровень независимого существования, позволяющий последовательно научиться всему, что умеют обычные дети. Успешное развитие ребенка в моторной области продвигает его вперед и в сфере коммуникации.
В первую очередь ребенка с синдромом Дауна следует учить навыкам самообслуживания и поведения в быту, которые не только обеспечивают его самостоятельность и независимость, но и служат развитию личности, а так же способствуют повышению самооценки и уверенности. В странах Европы и Америке много лет применяется пошаговая методика «Step by step» для обучения детей с особенностями развития. Она очень эффективна для работы с Даунятами. Трудности социальной адаптации таких детей в значительной степени определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков. К основным навыкам, обеспечивающим самостоятельность ребенка в любой ситуации, относятся навыки самообслуживания и навыки ухода за домом. И обучаться им важно своевременно. В основе любой деятельности лежат базовые моторные и психические функции: концентрация внимания, общая и тонкая моторика. Это подготовительные навыки. Учить тому или иному навыку самообслуживания можно только тогда, когда ребенок свободно овладел включенными в него подготовительными навыками. Процесс обучения овладению навыками должен быть целенаправленным, учитывающим особенности психофизического развития и жизненного опыта, осуществляться на положительном эмоциональном фоне с применением поощрений и похвалы. Ребенку необходимо время, специально выделенное для отработки навыков, обучения и повторения. Учить самостоятельности и бытовым навыкам ребенка нужно на самом простом материале и в привычных условиях.
Существует еще одна методическая программа, которая предусмотрена для сопровождения ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна, побуждающая их к более полному взаимодействию с окружающим миром.
Методика представлена в 8 книгах, в которых рассматриваются основные принципы и приемы обучения. Учебные планы программы охватывают определенные области развития: общую моторику, речь, двигательную активность, навыки тонкой моторики, самообслуживания, социальные навыки ребенка. Методика обучения ребенка по каждому из разделов программы позволяет поэтапно сформировать какой-либо навык, умение, знание. Последняя книга содержит перечень умений, которые определяют развитие ребенка, и серию проверочных таблиц, позволяющих проводить тестирование малышей. На «Маленькие ступеньки» похожа методика проведения занятий по программе для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями «Каролина», которую родители детей с синдромом Дауна могут использовать под руководством специалистов по раннему вмешательству. Многие дети, обучавшиеся по этим методикам, смогли в дальнейшем посещать интегрированные и инклюзивные классы в обычных школах.
Таким образом, развитие речи у детей с синдромом Дауна — это сложный многоуровневый и многофункциональный процесс, требующий от специалистов, работающих с детьми имеющими данный синдромом, знаний этапов формирования речи у детей в норме, особенностей речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также достаточного опыта в построении методики развития речи детей Даунят и организации единого речевого режима среди всех кто взаимодействует с ребёнком.
Хочется подчеркнуть значимость гуманного аспекта: только уважая и любя ребенка, можно строить общение с ним и, соответственно, надеяться на «обратную связь» и рост личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)
← предыдущая запись