К основным составляющим речевого развития, на которые должно быть направлено внимание любого родителя, можно отнести: звукопроизношение, слоговую структуру слова, строение и функции артикуляционного аппарата, фонематическое восприятие, словарный запас, грамматический строй речи и уровень связной речи в целом.
И так, советы родителям по развитию речи у детей в домашних условиях:
Много рассказывать и показывать ребенку
- читать познавательную литературу, водить на экскурсии, проводить наблюдения . Внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы. При этом, желательно учитывать познавательные преимущества (интересы) своего ребенка.
Рассказывать ребенку о родственниках, о себе, о тех людях , которые вас окружают
- где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку, о своей работе или учебе, увлечениях. Очень привлекательны для детей воспоминания близких об их детстве, о играх в которые они играли. При этом, можно предложить ребенку поиграть в эти игры. Очень интересные и приятные для ребенка и взрослых моменты, когда оказывается, что некоторые игры прошли через годы, в них в детстве играли родители , они по-прежнему интересны детям .
- Следует попросить малыша описать игры , в которые он играет со своими друзьями в детском саду.
Проводить специальные речевые игры с целью обогащения и совершенствования лексической стороны речи ребенка
- Так, для развития различных частей речи ( существительных , прилагательных , глаголов) можно использовать игровые упражнения типа «Зимние слова» , «Сладкие слова» , «Стеклянные (деревянные, пластмассовые и др. ) слова», «Вежливые слова» , «Веселые слова» , « Печальные слова » , «Спортивные слова»и другие .
При этом, следует дать установку на игру: «Давай с тобой вспомним все возможные слова , которые напоминают нам о зиме . Это — зимние слова».
- В повседневном общении продолжать расширять запас слов — обобщений за счет уточнения их значения и с помощью речевых упражнений типа «Магазин детских товаров (одежды, мебели, канцелярских товаров и т. д.) ».
- Продолжать работу по словам — антонимами и синонимами (игры типа « Мальчик (девочка) наоборот» на закрепление слов- антонимов ; игровые упражнения «Дружеские слова» , «Сердитые ( веселые , ласковые и т. д. ) слова » , «Скажи по — другому » на закрепление слов- синонимов) .
- Упражнять ребенка в умении выделять в различных предметах части и называть их (например , с помощью игрового упражнения «Кто больше назовет деталей ( частей ) ?») .
- Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Проводить с ребенком языковые игры типа « Кто что умеет делать» На подбор глаголов (например: « Что умеет и любит делать кошечка ? Бегать , спать , лакать , играть , мяукать » и т. п. ), « Измени словечко » на умение употреблять и образовывать глаголы с приставками .
- В повседневном общении с ребенком создавать речевые ситуации, позволяющие ребенку согласовывать существительные с числительными. Играть с малышом в языковые игры.
Например, «Поиграем — посчитаем » (взрослый (или ребенок) выбирает слово , которое нужно согласовать с различными числительными , например , ведро , а дети по желанию или по указанию составляют словосочетания ( одно ведро , два ведра , пять ведер и т. п. до десяти ) .
Побуждать ребенка в различных жизненных ситуациях использовать более развёрнутые реплики
- В игровых ситуациях упражнять ребенка в составлении простых распространенных предложений.
Например, игра типа «Молчун и говорун» : один игрок задает основу предложения ( молчун ) , а другой ( говорун ) расширяет основу как только может. (Стоит дом. — На берегу стоит дом. — На берегу речки стоит деревянный дом с узорчатыми ставнями . И т. д.)
- Обратить внимание на многозначность слов. В определённых ситуациях подобрать слова к сказанному слову, определить противоположность в действиях или признаках, привести пример различных значений одинаково звучащих слов. Игры «Скажи по другому», «Дружные слова», «Слова — близнецы»
- Ознакомить ребёнка со словами родственниками. Образование слов от заданного слова. Предложить ребёнку построить цепочку слов от слова «учить» (учитель, ученик, обучение, учёный и т.д.). Образование названий помещений от названий животных (корова — коровник, свинья — свинарник и т.п.)
Проводить с ребенком специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры речи как составляющей части подготовки ребенка к дальнейшему обучению грамоте .
- С целью отработки правильного звукопроизношения полезно разучивать с детьми чистоговорки и скороговорки. Если у ребёнка 5 -ти лет наблюдаются нарушения звукопроизношения, следует обратиться за помощью к специалисту — логопеду и выполнять все рекомендованные им артикуляционные, фонематические упражнения.
- развитие фонематического слуха. Играя в слова, упражнять ребенка в выделении первого звука в своем имени, имени окружающих ,названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в этих словах, искать заданный звук в словах — названиях предметов, картинок, действий вокруг себе и т.п. Интересными будут игры — соревнования на большее количество слов с заданным звуком, со звуком в определённой позиции в слове. Для развития фонетического слуха делить слова на слоги и определять их последовательность .
- Следить за правильным ударением при произнесении слов. Упражнять ребенка в правильном использовании ударений в словах, проводя игры типа «Так и не так» : взрослый произносит слова или словосочетания, сочетая правильное и неправильное использование ударений, а ребенок слушает и поправляет взрослого, произнося слово ( словосочетание ) с правильным ударением.
- Развитие диалогической речи. Учить ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога. Показать пример, как нужно вести диалог за столом , в гостях , при разговоре по телефону. Формировать осознанное отношение к ведению диалога через ненавязчивый анализ текущего диалога (с помощью вопросов «Ты слушал (а ) меня ? », «Ты понял (а ), о чем я тебе рассказал (а ) ?», «Что тебе непонятно ? », «У тебя есть ко мне вопросы ? «) .
- Продолжать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне. ( Чем тебя порадовал сегодняшний день? Чем огорчил? Чем удивил? И т. д.) Обсуждать и планировать все совместные мероприятия вместе с ребенком. Вызывать у ребёнка не только умение отвечать на вопросы взрослого , но и самому самостоятельно их задавать.
Использовать возможности семьи к составлению связных рассказов ребёнка
- Учить описывать игрушки, блюда ит. п.
- Учить описывать воображаемые предметы (автомобиль будущего, фасоны платьев для Барби и т.п.
- Рассказывание по серии семейных фотографий (про летний отдых и т.п)
- Пересказ литературного произведения со своей импровизацией по слайдам диафильма, иллюстрациям в книге
- Составление рассказов — суждений, умение делиться своими впечатлениями , выводами, отношением к прочитанному, увиденному , пережитому со своими сверстниками и взрослыми.
- Читать детям художественные произведения классиков литературы и современных писателей , произведения зарубежных писателей , которые отражают истинную действительность и не противоречат морально -этическим и эстетическим нормам . Читать детские художественные журналы. Создать домашнюю библиотеку при этом поручить ребёнку следить за состоянием книг, наведением порядка на полках.
- Вместе с детьми просматривать и обсуждать детские телевизионные передачи , мультфильмы.
Следующая информация поможет Вам сориентироваться в речевом развитии ребенка готового идти в школу:
- сформировано абсолютно правильное звукопроизношение ;
- понимает значение речи для человека ;
- использует язык в различных целях ;
- обладает силой голоса, говорит четко, правильно, выразительно.
- эффективно общается на родном языке; получает удовольствие от чтения (взрослым , иногда — собственного) ;
- ведет диалог непринужденно и на предложенную тему с соблюдением элементарных правил ведения диалога (с взрослыми и сверстниками ) .
- различает родной и чужой язык; проявляет к последнему интерес;
- рука готова к письму;
- имеет сбалансированный словарный запас в любой сфере жизнедеятельности ;
- говорит грамотно , понимает простые и сложные предложения . Называет в предложении отдельные слова .
- самостоятельно, полно, логично, последовательно составляет рассказы (описания, творческие, сюжетные — 10-15 предложений) с опорой на наглядность и по памяти.
- Свободно перессказывает литературные произведения, рассказывает наизусть небольшие стихотворения, загадывает загадки .
- Имеет навыки звукового анализа несложных слов (различает гласные и согласные звуки , место звука в слове).
Именно таким объемом речевых возможностей должен обладать ребенок, который готов идти в школу.
Желаю успеха, Вам любящие и заботливые родители!
Инесса Зыбина, логопед Центра развития и коррекции речи»Lalio»
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)
← предыдущая запись