Развитие речи детей с синдромом Дауна
24 сентября 2014
С формированием и развитием речи у детей связанны все развивающие, обучающие процессы, происходящие на первых годах его жизни. От того как будет развиваться память, мышление, восприятие, воображение, крупная и мелкая моторика, а так же остальные жизненно важные навыки зависит своевременное развитие речи у детей. Многих родителей рано или поздно начинает волновать вопрос формирования речи у ребенка.
Ключевые слова: Логопед Харьков, Логопеды, Логопеды Харьков, Помощь логопеда, Речь ребенка, врач - логопед, занятия с логопедом, занятия с логопедом Харьков, консультация врача - логопеда, консультация врача - логопеда в Харькове, консультация детского психолога консультация детского психолога Харьков консультация логопеда консультация логопеда Харьков, лалио Харьков, логопед для взрослых, логопедические занятия Харьков, логопедический сайт, развитие ребенка, развитие речи, развитие речи ребенка, речевое развитие, формирование речи, развитие мелкой моторики, развитие речи у дететй с синдромом Дауна, речь детей с синдромом дауна, логопед для ребенка с синдромом дауна.
В первую очередь мы хотим обратить ваше внимание на то что, говоря о развитии речи, имеется в виду две ее стороны.
Каждая из сторон начинает активно развиваться с момента рождения малыша. Вначале он слышит и реагирует на речь родителей, потом начинает отличать папу от мамы и в итоге сам издаёт звуки. Хорошо если родители приступают к занятиям по развитию речи своего ребенка с тех дней, когда появляется первый лепет. Хотелось бы напомнить, что обычным детям такие ранние занятия не обязательны, а вот детям с синдромом Дауна они просто необходимы. Развитие речи у детей раннего возраста обычных, здоровых происходит на много раньше и проще, чем у Даунят. Одна из основных особенностей развития речи детей с синдромом Дауна - значительное отставание экспрессивной речи. Даже на фоне отставания в других областях развития активная речь оказывается самым слабым звеном. Помимо уменьшенного объема словаря наблюдается грубое нарушение формирования грамматического строя. Анализ данных обследования состояния импрессивной и экспрессивной речи детей дошкольного возраста позволяет выделить сильные и слабые стороны развития, что помогает грамотно организовать систему работы по развитию речи: 1. Понимание речи намного опережает развитие активной речи. 2. Зрительная память развита гораздо лучше слуховой. 3. Социальное и эмоциональное развитие являются наиболее сохранными сферами. 4. Нарушение речи может быть усилено нарушением слуха. 5. Сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания. 6. Сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого произношения. 7. Отставание речи при отсутствии других форм общения (жесты) вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную. Таким образом, формирование навыков невербального общения, как частичной и временной замены устной речи, помогает во многом избежать перечисленных проблем. Развитие речи и общения реализуется как на специально организованных занятиях логопеда, дефектолога и психолога, так и в процессе различных игр, совместной деятельности и бытовых ситуациях в домашних условиях. Ранняя помощь оказывается с момента установления нарушений у ребенка до его поступления в образовательное учреждение. Она призвана обеспечить максимальную реализацию возможностей ребенка, предупредить развитие вторичных нарушений, включить детей с синдромом Дауна в общий образовательный поток (интегрированное, инклюзивное обучение в дошкольных и школьных учреждениях). Существует достаточно большое количество методик, позволяющих эффективно обучать и развивать детей с синдромом Дауна. Но этот процесс более труден и занимает больше времени, чем усвоение аналогичных умений и знаний обычным ребенком. Чем раньше начинать целенаправленные занятия с ребенком, тем больше шансов достигнуть успехов. Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата активировать осязание, слух и кинестетические ощущения. Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, более целесообразно разбивать одно задание на несколько частей. Занятия желательно сделать как можно более интересными и приятными для ребенка, отмечая его малейшие достижения и успехи. Коррекционная программа, разработана Петером Лаутеслагером, голландским физиотерапевтом, занимающимся проблемой двигательного развития и специализированной помощи детям с синдромом Дауна. Данную программу возможно применять детям с 3-х месячного возраста и до 3-4 лет, включающая в себя тестирование уровней развития основных двигательных навыков ребенка и составление программы занятий с ним. Методика реализует функциональный подход к стимуляции развития детей, позволяет оценить динамику развития и оптимально спланировать занятия. Она направлена на абилитацию ребенка, предупреждает и корректирует отклонения в двигательном развитии малыша. Предусматривает не воздействие на ребенка, а взаимодействие с ним при активном участии родителей. Уровень двигательного развития напрямую связан с первичной исследовательской деятельностью ребенка и его включением в обычную жизнь - социализацией. Тестирование дает четкое представление о последовательных стадиях формирования каждого двигательного навыка, что позволяет специалистам грамотно составить программу двигательного развития ребенка и разработать рекомендации для родителей. Освоение двигательных навыков обеспечивает ребенку определенный уровень независимого существования, позволяющий последовательно научиться всему, что умеют обычные дети. Успешное развитие ребенка в моторной области продвигает его вперед и в сфере коммуникации. В первую очередь ребенка с синдромом Дауна следует учить навыкам самообслуживания и поведения в быту, которые не только обеспечивают его самостоятельность и независимость, но и служат развитию личности, а так же способствуют повышению самооценки и уверенности. В странах Европы и Америке много лет применяется пошаговая методика «Step by step» для обучения детей с особенностями развития. Она очень эффективна для работы с Даунятами. Трудности социальной адаптации таких детей в значительной степени определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков. К основным навыкам, обеспечивающим самостоятельность ребенка в любой ситуации, относятся навыки самообслуживания и навыки ухода за домом. И обучаться им важно своевременно. В основе любой деятельности лежат базовые моторные и психические функции: концентрация внимания, общая и тонкая моторика. Это подготовительные навыки. Учить тому или иному навыку самообслуживания можно только тогда, когда ребенок свободно овладел включенными в него подготовительными навыками. Процесс обучения овладению навыками должен быть целенаправленным, учитывающим особенности психофизического развития и жизненного опыта, осуществляться на положительном эмоциональном фоне с применением поощрений и похвалы. Ребенку необходимо время, специально выделенное для отработки навыков, обучения и повторения. Учить самостоятельности и бытовым навыкам ребенка нужно на самом простом материале и в привычных условиях. Существует еще одна методическая программа, которая предусмотрена для сопровождения ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна, побуждающая их к более полному взаимодействию с окружающим миром. Методика представлена в 8 книгах, в которых рассматриваются основные принципы и приемы обучения. Учебные планы программы охватывают определенные области развития: общую моторику, речь, двигательную активность, навыки тонкой моторики, самообслуживания, социальные навыки ребенка. Методика обучения ребенка по каждому из разделов программы позволяет поэтапно сформировать какой-либо навык, умение, знание. Последняя книга содержит перечень умений, которые определяют развитие ребенка, и серию проверочных таблиц, позволяющих проводить тестирование малышей. На «Маленькие ступеньки» похожа методика проведения занятий по программе для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями «Каролина», которую родители детей с синдромом Дауна могут использовать под руководством специалистов по раннему вмешательству. Многие дети, обучавшиеся по этим методикам, смогли в дальнейшем посещать интегрированные и инклюзивные классы в обычных школах. Таким образом, развитие речи у детей с синдромом Дауна - это сложный многоуровневый и многофункциональный процесс, требующий от специалистов, работающих с детьми имеющими данный синдромом, знаний этапов формирования речи у детей в норме, особенностей речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также достаточного опыта в построении методики развития речи детей Даунят и организации единого речевого режима среди всех кто взаимодействует с ребёнком. Хочется подчеркнуть значимость гуманного аспекта: только уважая и любя ребенка, можно строить общение с ним и, соответственно, надеяться на «обратную связь» и рост личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт) Комментарии
08 мая 2017, 09:55
AndrushaBync написал(а):
So interesting, like to http://www.compas.info (=http://www.compas.info>Compas.info</a>), be see, ok.
|
Наш блог
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
29
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
01
02
03
04
Популярные тегиНаш адресг. Харьков Запись на первичный приём: |