Песок является очень популярным материалом! Особую роль он приобретает в терапевтической работе с детьми и взрослыми. Как используется песок и какая работа с ним проводится в нашем центре я расскажу поподробнее.
Использование песка имеет длинную историю. Например, в практике индейцев рисунки на песке использовались в церемониях излечения, предсказаний, изгнания нечистой силы. Тибетские монахи по сей день практикуют создание из разноцветного песка магических кругов – мандал – для достижения духовной гармонии. Песок обладает сильными медитативными свойствами. В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Песок имеет очищающие энергетику свойства.
Отличие песочной терапии от других психотерапевтических форм в том, что она позволяет клиенту создавать мир, который обеспечивает ему путь к его сокровенным мыслям и чувствам. Этот мир можно рассматривать, ощущать, испытывать, изменять, фотографировать и обсуждать. Некоторые клиенты должны вывести наружу и материализовать свой прошлый опыт или травмы. Только тогда связанные с ними проблемы будут разрешены. Согласно К. Юнгу (1971), в ситуации сложного, наполненного эмоциями случая, который невозможно разрешить обычными средствами, песочная терапия помогает придать травматичному опыту клиента видимую форму. В процессе создания мира с использованием мира с использованием песка, воды и объектов у клиента возникает решение, которое его бессознательное состояние передает руками. Здесь я бы хотела процитировать К.Юнга , который в 1960 году написал в своем эссе «Превосходящая функция»: «…Часто руки знают, как решать загадку, с которой интеллект боролся напрасно».
Это мы говорили об особенностях песочной психотерапии в работе со взрослыми. Сейчас я хочу рассказать о преимуществах песочной психотерапии в работе с детками. Конечно же, песок – самая древняя игра маленького человечества.
Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир, ощущая себя его творцом.
Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. особенно нуждаются в песочнице. Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.
Негативные эмоции, конфликты и страхи находят свое выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно в процессе совместного создания песочных картин все негативные тенденции ослабевают и исчезают – уходят в песок. Отношения у детей становятся ровными и гуманными.
Песочница не только развивает творческий потенциал ребенка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику рук, но не навязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.
Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.
Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:
- развить более позитивную Я-концепцию
- стать более ответственным в своих действиях и поступках
- выработать большую способность к самопринятию
- в большей степени полагаться на самого себя
- овладеть чувством контроля
- развить сензетивность к процессу преодоления трудностей
- развить самооценку и обрести веру в самого себя.
Цель такой терапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.
Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них языком коммуникации. Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы могут применяться:
- С целью диагностики;
- С целью оказания первичной психологической помощи;
- В процессе краткосрочной терапии;
- В процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.
Во многих случая игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.
Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны, игра дает им богатые кинестетические ощущения . Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих «агрессора» и его «жертву». Дети, пережившие психическую травму находят для себя такую игру весьма полезной: она помогает им заново пережить травматическое событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний.
Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки с ними
Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог выполняет роль внимательного зрителя. Позиция психолога – это «активное присутствие», а не руководство процессом. Освобождение подавленной энергии приводит к ее трансформации, что позволяет направить трансформированную энергию на развитие личности и дальнейшее обучение.
Работать с песочницей мы начинает сразу: сначала строим сказочные города, придумываем, что произойдет с жителями во время стихийного бедствия. Такие занятия проводятся с целью диагностики и психопрофилактики. Здесь можно определить лидера, конфликтного ребенка, выявить скрытые таланты.
Затем на занятиях включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу : «горячее холодное», «сухое мокрое», «твердое мягкое», «гладкое – острое», Кинестетические ощущения получаются во время движений.
Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:
- Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и т.д.);
- Выполнить те же задания, поставив ладонь на ребро;
- «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
- Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка.
- «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно(сначала только указательным, потом средним, безымянным, большим и, наконец, мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать. Кому они принадлежат.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Мне неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занатие, успокаивались, становились значительно добрее. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное – ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.