Коррекция речи, логопед, развитие речи, психолог в г. Харьков: центр развития и коррекции речи Ирины Коваль "Lalio"
Главная  //  Наш блог: архив  //  Подробности

НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

05 января 2011

Нарушение чтения и письма является одним из наиболее таинственных и давно изучаемых неврологических нарушений.

Признаки нередко касаются не только чтения и письма, но также выражаются в следующем:

  • Заметные трудности при удержании равновесия, контроле мелкой моторики и координации тонких движений (мелкой моторики);
  • Часто замедленно развитие речи в раннем возрасте;
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: он характеризуется расстройством внимания эмоциональной сферы, импульсивностью, дети непоседливы и слишком говорливы;
  • Трудности в чтении слов или фразы, копировании букв или текста. Зачастую видят буквы в трёхмерном представлении. Это создаёт бесконечное число различных образов. Необычный стиль держания ручки, почерк неразборчив и при этом постоянно меняется;
  • При письме буквы неправильных размеров, неверно расположены. В рисунке отмечаются дрожащие, рваные, прерывистые линии, слишком сильный или слишком слабый нажим;
  • Наблюдается зеркальное написание букв;
  • Путает лево-право, верх-низ;
  • Имея хорошую долговременную память на лица и места – плохая память на слова, факты, последовательность событий;
  • Являясь аудиалом, ребенку легче воспринимать информацию на слух, необходимо развивать слуховое восприятие и слуховую память.


Симптомами являются:

  • Специфические ошибки, которые не связаны со знанием и применением орфографических правил. Такие ошибки носят стойкий характер, возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального и сенсорного развития ребенка;
  • Отмечается пониженная работоспособность;
  • Повышенная утомляемость;
  • Нарушение произвольной концентрации и переключаемости внимания;
  • Повышенная отвлекаемость;
  • Нарушение памяти, особенно речеслуховой.


Ранняя диагностика и своевременное оказание квалифицированной совместной помощи, которые вы можете получить в нашем центре, повышает шансы на успех.
Совместная работа логопеда и психолога строится с учётом сензитивных периодов развития ребёнка, с постепенным расширением зоны ближайшего развития и переводом её в зону актуального развития.

Одной из основных причин является мозжечковая недостаточность, с выраженной гипоксией в родах (что в свою очередь происходит в результате нарушений в течении беременности и : срочных родов,стимуляции, механической помощи т.п.). Так же не менее важен наследственный фактор.

Профилактика:

  • в раннем развитии – это может быть: укачивание ребенка на руках, в коляске, на качели, что стимулирует развитие мозжечка.
  • лечебная физкультура;
  • развитие мелкой моторики; формирование целенаправленных автоматизированных  движений (раскрутить-закрутить, раскрашивание с правильным удержанием карандаша и направленными движениями или сверху вниз, или слева направо);
  • зрительно-моторная координация: с цветными карандашами  (сила нажатия, скорость и ритм движения руки;
  • Бисероплетение, лепка, вязание - активизирует деятельность правого полушария;
  • письмо с проговариванием является мощной профилактикой ошибок на письме как орфографических, так и дисграфических.При многократном произнесении слова в одном варианте, движения артикуляционного аппарата останутся в его мышечной памяти, они-то и решают на практике правописание слова.
  • Грамотно пишущий человек так себе и диктует, только внутренней речью.Поэтому необходимо приучить свой артикуляционный аппарат к орфографическому чтению.

«У дислексиков сильнее развито правое полушарие, которое отвечает за образы, эмоции - такие дети более одарены в музыке, рисовании, танцах и даже в бизнесе»   (считает Евгения Саровская.)

На что необходимо обратить внимание родителям?

  • как пишет в тетради (удерживает ли линию письма, соответствуют ли размеры прописных букв относительно заглавной, границы слов и т.д.),
  • как удерживает ручку,
  • какую осанку имеет,
  • насколько координирован в подвижных играх (удержание равновесия, темп переключения с одного упражнения на другое, прыжки на одной ноге – попеременно правая – левая, точность выполнения движений – перешагнуть препятствие, пройти по линии, сбить кегли,  скорость переключения с одного движения на другое и.т.д.)

Эти и другие физические упражнения направлены на стимуляции работы мозжечка, ведь именно он активно участвует в формировании двигательных навыков,развитии эмоций и умственных способностей.
В результате поражения мозжечка в детстве может возникнуть синдром гиперактивности с дефицитом внимания (см. статью о влиянии мозжечка на развитие ребенка).

Обращение к учителям:

у детей страдающих нарушением чтения и письма нет привилегий, а есть право:

  • -не читать вслух перед всем классом,скорочтение.
  • -не писать каллиграфические диктанты.
  • -на выполнение письменного задания использовать больше отведенного времени (на 15-20 минут)

Рекомендации учителям при работе с детьми, у которых отмечены нарушение чтения и письма.:

  • задания давать в устной форме,
  • использовать аудиоматериалы,
  • не высмеивать почерк,
  • не  делать в тетради записи.


Таких детей надо изучать, ведь среди дислексиков много талантливых людей.

Дислексики используют созидательные механизмы защиты в общении с окружающим миром. Они берут на себя ответственность за свои действия, а не обвиняют в неудачах других. Дислексики имеют творческую  жилу и умеют НЕ соответствовать ожиданиям!
Дислексики способны на самонаблюдение и самоанализ. Они сильно мотивированы уделять время размышления о своей жизни.
Учёные объясняют успехи дислексиков тем, что не умея углубляться в детали, такие люди получили возможность лучше видеть явления в целом и могут генерировать по-настоящему оригинальные идеи.
Дислексия - это особенность высшей нервной деятельности организма, связанная с новой формой функционирования полушарий мозга. Дислексия -это не болезнь,это психологическая  особенность организма.

Виды нарушений письма:

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия – наблюдается неправильное произношение звуков, и ребенок отражает свое дефектное произношение на письме.
  • Акустическая дисграфия – проявляется как нарушение дифференциации, распознавание близких звуков речи. На письме проявляется в замене букв, обозначающих свистящие и шипящие («с» → «ш», «ж» →, «з», «ц»   «т»), звонкие и глухие («б» → «п», «д» →, «т», «г»   «х»), твердые и мягкие («стол» → «столь»).
  • Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза. Причина ее возникновения – затруднения в делении предложений на слова, слов – на слоги, звуки (пропуски, перестановки, («велосипед» → «велописед»), раздельное написание слова, слитное написание предлогов и других слов.
  • Аграмматическая дисграфия – причиной является недоразвитие грамматического строя речи. Проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, нарушение последовательности слов в предложении и т.п.
  • Оптическая дисграфия – причина – несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных букв («л» → «м», «п» →, «т», «т»   «м» и др.).

Определив вид нарушений процесса письма, вы можете наметить основные направления работы с ребенком или обратиться в наш центр за квалифицированной помощью или консультацией у специалиста.

Есть недостатки - тренируйся, чтобы превратить недостатки в сильные стороны. А сильные стороны в своё «Я».
Эмоции имеют важное значение в оптимизации деятельности человека. Они могут изменять состояние всего организма. У  человека положительные эмоции  всегда вызываются успехами в его деятельности.

Всё в ваших руках!

Систематические занятия и серьезное отношение к рекомендациям специалиста создают инерцию занятий – мощную силу, необходимую для достижения успешного результата. Важно сосредоточиться на каждодневных действиях.

Развитие – это всегда индивидуальный процесс.

Качественный выход из существующей ситуации возможен при условии серьезного отношения к занятиям. Новый опыт познания своего ума и тела отчетливо позволяет ученику самому ощутить и оценить качественные изменения.

Дополнительную информацию можно найти здесь

Черкашина Галина, логопед Центра развития и коррекции речи «Lalio»

Комментарии

Нет ни одного комментария

Наш блог

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
28
29
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01

Популярные теги

Кризис трех лет Логопед Харьков Подготовка к школе Помощь логопеда Психолог Харьков Ранний детский аутизм Речь дошкольника Речь ребенка гиперактивность детский психолог Харьков дисграфия дислексия заикание запинки консультирование Харьков лечение дисграфии Харьков мелкая моторика нарушение координации движений нарушение речи невнятная речь неречевые звуки обследование слуха песочная терапия психотерапевтические методы развитие красивой и правильной речи развитие речи речевое дыхание речевой слух синдром дефицита внимания фонематический слух

Наш адрес

г. Харьков
пр. Гагарина, 4, 1 этаж
Центр развития и коррекции речи
Ирины Коваль
"Lalio"

Запись на первичный приём:
тел. (057) 756-60-49
тел. (097) 294-09-58

Подробнее →