Создай ребёнку сказку и не нужно слов.
27 мая 2014
Только волшебники и дети могут изложить свои желания, не прибегая к речевым оборотам. Но главным условием детских возможностей, является большая фанатичная любовь родителей, которая приводит к тому, что задавая специалистам вопрос: «Почему ребёнок не говорит?», забывают о главном вопросе: «А зачем ребёнку речь?»
Ключевые слова: Логопед Харьков, Логопеды, Логопеды Харьков, Помощь логопеда, Психолог Харьков, Речь ребенка, врач - логопед, детский психолог Харьков, консультация детского психолога, консультация детского психолога Харьков, консультация психолога Харьков, консультация семейного психолога, консультация семейного психолога Харьков, лалио Харьков, логопедический сайт, развитие ребенка, развитие речи, развитие речи ребенка, речевое развитие, семейный психолог, формирование речи ребенка
Мама и папа - волшебники. Они творят чудеса! Для каждого ребёнка чудо может проявляться по-своему. Для одних детей волшебство таит огромное желание родителей помочь изведать сказочный мир человеческих отношений, включающий в себя умение общаться, способность выразить свои чувства, грамотно строить диалоги, отстаивать своё мнение. А для кого-то... чудо проявляется прекрасной, беззаботной жизнью в детстве и трудностями во взрослой жизни. Обратившись за помощью к психологу, родители маленькой Вики задавали один и тот же вопрос на протяжении всей беседы: «Почему нет речи?». Они пришли выслушать рекомендации специалиста и выполнить всё зависящее от них, чтоб ребёнок начал говорить. А рекомендации были следующими: Рекомендация 1. «Я тебя не понимаю». Начать необходимо с того, что перестать понимать ребёнка в ситуациях, не имеющих отношения к удовлетворению важных потребностей (еда, питьё, прогулка). Во всём остальном, помня, что ребёнок не прилагает ни малейшего усилия, чтобы получить желаемое, стимулировать речевое общение, не понимая жестов и мимики. Вытекает данная рекомендация из наблюдения за семьёй, где мама и папа, люди зрелые, Вика первый ребёнок и вероятно долгожданный. Родители не могут нарадоваться появлению на свет прекрасной малышки, и Вика не имея в анамнезе заболеваний связанных с нервной системой, благополучно этим пользуется, чувствуя себя хорошо и без вербального общения. Реакция родителей была следующей: «Так что, теперь ничего не давать Вике, она же будет плакать и кричать? Мы не можем этого допустить». Рекомендация 2. «Мир не безоблачен. Дайте возможность, ребёнку расстроиться». В данном случае крик и плач, являются средством коммуникации, выражением недовольства ребёнка и Вика имеет на это право. Ведь по- другому, малышка ещё не умеет, и при этом родители никогда не давали ей расстроиться, стараясь беречь её от переживаний. Важно помнить, что когда мы не даём выразить ребёнку свою обиду и разочарование, то закрепляем уверенность в том, что жизнь безоблачна и в ней можно абсолютно всё. Таким образом, сформировав у ребёнка ложное представление о окружающем мире, а именно: «Всё что я захочу - получу, не прилагая усилий», «А зачем мне говорить, меня и так понимают». Рекомендация 3. «Прилагаем усилия». Продолжая работу по стимулированию речевого общения ребенка, необходимо удовлетворять потребности не на крик, плач и указательный жест или просто взгляд на нужную вещь, а с обозначения предметов определёнными звуками, легкими для произношения не говорящего ребёнка. Пример: Вика показывает пальцем на куклу, сидящую на полке. При этом родители точно понимают, что дочь хочет ей поиграть. Взрослые сразу дают игрушку, не требуя ничего в замен (имеется в виду звук, являющийся хоть каким-то речевым обозначением для ребёнка в достижении желаемого). Как лучше поступить в такой ситуации? Указать пальцем на куклу. -Ты хочешь поиграть? Это ля-ля. Присесть на уровень глаз ребёнка и проговорить слово, обозначающее желаемую вещь. В следующий раз, уже можно повторяя «ля-ля» требовать произношения простых звуков от девочки. Также постепенно начинайте не понимать ребёнка, без попыток произнести слова. Чего достгнем? Ребёнок поймет, что всё не так просто в жизни, и для достижения цели необходимо приложить усилия. Разве это не так, дорогие родители, разве ваши потребности удовлетворяются так просто во взрослой жизни? А ребёнок тоже станет взрослым. И помните, вы всего лишь стимулируете ребёнка общаться с вами посредством речи. Рекомендация 4. «Посмотри на меня. Я тебя уважаю, а не жалею». Обозначая предмет простыми словами, всегда старайтесь наладить зрительный контакт с ребёнком. Первое время ребёнок может отворачиваться и не понимать, почему и что вы требуете, ведь раньше было всё намного проще. Старайтесь не удовлетворять желания, если Вика не хочет воспринимать вас или смотреть на вас. Покажите ребёнку, что от вас, пока ещё, много чего зависит, и возможно при следующих попытках установить зрительный контакт и стимулировать речь ребёнок пойдет вам на встречу. Одним словом, откажите ребёнку в бытовых мелочах, ссылаясь на то, что вы не понимаете его желаний. Можно произнести, желаемое слово, ты хочешь «би-би», упорно не понимая визга и указательного жеста на предмет. Рекомендация 5. «Найди другой способ обратиться ко мне». После понимания ребёнком, что ни криком, ни плачем, ни указыванием на предмет, ни падением на пол он ничего не добился, ребёнку приходит понимание, что нужно изменить стратегию и достигать результата иным способом. А также Вика поймёт, что мама и папа - это люди, которые не являются «продолжением ребёнка», и могут отказать в желаемом, от них многое зависит и нужно начать говорить, чтоб была возможность договориться и обосновать. Ведь, вы, родители, всего этого лишаете ребёнка, ссылаясь на тревогу и безграничную любовь. Любовь, к сожалению, не измеряется фанатичным повиновением ребёнку - это скорее псевдолюбовь, приводящая к эгоизму ребёнка и не восприятию личности родителей в целом, и эмоционального состояния в определённый момент. Рекомендация 6. «Развеем миф - родители последовательны и знают, чего хотят». У родителей Вики, как и у любых людей, бывает разное настроение, они бывают довольны или не довольны поступками ребёнка. Но, как выяснилось, Вике до этого нет никакого дела. - Ведь мама, пытаясь что-то запретить, улыбается, боясь обидеть свою принцессу, и чувствуя себя при этом виноватой. - Требуя произношения слов, забирает требование обратно. (при этом, расстраиваясь, но не демонстрируя эмоцию Вике) - Удовлетворяет желания просто так и хвалит за любое действие, даже если оно абсолютно не заслуживает похвалы для ребёнка этого возраста(а Вика думает, что родителям все нравиться и всё она делает верно). Близкие люди, сами вводят ребёнка в заблуждение, и страдают от этого. Совет следующий: Если просите произнести уже знакомое слово и знаете, что ребёнок может это сделать, не отступайте назад, а то результат будет обратным - закрепиться понимание, что родители не последовательны в требованиях и сами не знают, чего хотят, а ребёнок всё равно получает желаемое. При этом и эмоции родителей имеют хаотичный характер: недовольная мама, улыбается, довольная, тоже улыбается. Рекомендация 7. «Играем с ребёнком» Так как приоритетной деятельностью для ребенка дошкольного возраста, является игра, очень важно общаться с малышом на его языке, уважая его интересы. Ведь в игре ребёнок развивается и познаёт мир, намного легче привить интерес к окружающей среде, развить способности, речевое общение в комфортной для ребёнка обстановке. Итак, на первом этапе необходимо научить ребенка подражанию вообще. Сначала учим подражать движениям взрослого (рук, ног, пальчиков, кистей рук), а потом уже следует учить его подражанию речи взрослого. Цель игр: научить ребенка подражать движениям головы, рук, ног; -игра «Сделай так, как делаю я». -игра «Давай полетаем как птички. Наши руки - это крылья, помашем крыльями, полетим по комнатам»; - «Постоим на одной ножке» - «Похлопаем в ладоши» - «Бух-бух», что-то упало. - «Кап-кап», идёт дождь. - «Тук-тук», стучим в дверь и т.д.
Взрослый может вместе с ребенком отрабатывать звукоподражания в подвижной игре. Полезны игры в мяч с восклицаниями: «Лови!», «Дай!», «На!», «Бум!», «Оп!» и т.д. Вы можете использовать игру в кольца. Недалеко от ребенка вертикально ставится палка (например, от большой пирамиды), ребенку нужно набросить на нее разноцветные кольца. При этом закрепляются (в пассиве или активе) простые слова, типа «попал», «не попал», «плохо», «снова». Для развития пассивного словаря, взрослый может давать ребенку разные инструкции, ребенок их выполняет, за каждое верно выполненное задание взрослый дает ребенку приз. Примеры поручений: принести красный кубик, положи зеленый кубик на стол, положи красный кубик под стол, положи кубик в коробку, положи кубик между красным и синим и т.д. Родители показывая ряд картинок просят ребенка найти картинку, на которой кто-то кричит «га-га-га», затем взрослый берет гуся и прячет его от ребенка, а ребенок должен звукоподражанием сказать, кого он прячет. При этом взрослый обязательно произносит: вот гусь, там гусь, тут гусь. При знакомстве ребенка с новым словом, взрослый должен рассказать об особенностях этого предмета. Например, слово «кошка»: у нее есть лапы, хвост и т.п., кошки бывают рыжими, серыми, кошки любят кушать рыбку. Рассказ должен сопровождаться картинками, затем можно попросить ребенка нарисовать кошку рыжую, уши кошки, рыжую кошку можно слепить из пластилина.
А теперь, можем сравнить Вику с волшебником. Волшебник исполняет желания с помощью волшебной палочки. Но я Вика в качестве волшебной палочки использует своих родителей. Мамы и папы, помните, что жизнь это не сказка, и нужно готовить ребёнка ко всем прелестям и трудностям реального мира, где в чудо верят лишь в детстве, а взрослая жизнь представляет собой мир ничего не имеющий общего с волшебством.
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт) Комментарии
Нет ни одного комментария
|
Наш блог
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
26
27
28
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
01
Популярные тегиНаш адресг. Харьков Запись на первичный приём: |