Речевой негативизм. Что делать родителям?
05 июля 2014
В последнее время количество неговорящих детей возрастает с каждым годом. На детской площадке все реже и реже встречаются малыши 2-3 лет которые владеют речью в соответствии речевой нормы. Но, все чаще встречаются дети молчуны. И когда у родителей закрадываются сомнения по поводу отсутствия речи у ребенка. Всегда находятся доброжелатели которые успокоят и посоветуют не паниковать, а подождать когда "всё само пройдёт". И тут родители с самыми лучшими намерениями начинают постоянно просить неговорящего ребенка повторять слова: «Скажи...», «Повтори...». Ребенок в подобной ситуации вообще может отказаться говорить. Такая настойчивость взрослых может вызвать у ребенка речевой негативизм.
Ключевые слова: Логопед Харьков, Логопеды, Логопеды Харьков, Помощь логопеда, Речь ребенка, врач - логопед, занятия с логопедом, занятия с логопедом Харьков, консультация врача - логопеда, консультация врача - логопеда в Харькове, консультация детского психолога консультация детского психолога Харьков консультация логопеда консультация логопеда Харьков, лалио Харьков, логопед для взрослых, логопедические занятия Харьков, логопедический сайт, развитие ребенка, развитие речи, развитие речи ребенка, речевое развитие, формирование речи, речевой негативизм.
В чем проявляется речевой негативизм? Ребенок отказывается от общения, становится замкнутым, наблюдается агрессивность. Дети избегают общения с взрослым и сверстниками, а на задаваемые вопросы демонстративно отворачиваются и молчат иногда мычат и показывают пальцем. Часто малыш с речевым негативизмом старается удовлетворять все свои потребности самостоятельно, не обращаясь к взрослым. Сам достает игрушки с полки, сам берет из шкафа нужные вещи, сам включает телевизор или компьютер. Такая «самостоятельность» даже радует родителей, но они просто не осознают, что за этим стоит несформированность навыков речевой коммуникации и стойкий речевой негативизм. Как преодолеть речевой негативизм и вызвать у ребенка желание говорить? Для начала необходимо вызвать у ребенка желание общаться, сформировать мотивацию к речевой коммуникации. Как это сделать? Начинать необходимо с простейших игр. Приведем пример. Необходимо взять любимую игрушку ребенка (куклу, машинку, котенка, собачку), присесть возле малыша и начать выполнять действия с игрушкой. «Вот идет наша корова: топ-топ. Как идет наша корова?» На свой вопрос отвечайте сами: «Топ-топ». «А как зовут нашу корову?» И снова дайте ответ сами, не требуя ничего от ребенка: «Буренка. Нашу корову зовут Буренка». «Как говорит Буренка?». И Ваш ответ: «Му. Буренка говорит му, му, му». «Где рога у Буренки?». Указывая пальцем на рога говорим: «Вот рога у Буренки. Рога». Такую же манипуляцию проводим с глазками, ротиком, хвостом и т. д. Не стоит ожидать сразу первых слов от малыша, ничего не требуйте, просто играйте и произносите вновь и вновь простейшие слова: «Топ-топ», «Му-му» ... Ребенок может заинтересованно следить за Вашими действиями, но только следить. Попыток повторить слова которые проговаривает мама на начальном этапе может не быть. И когда, через некоторое время малыш робко, негромко произнесет «му-му» или «би-би», похвалите его, порадуйтесь! Ведь это маленькая победа, ваша и малыша! Контакт установлен, желание общаться и говорить появилось. А что делать если ребенок делает вид, что ему такие игры не интересны? Присмотритесь к малышу. Если он не следит за действиями, но внимательно слушает и у него как говорится «ушки на макушке». Нервничать по этому поводу не стоит. Вы на правильном пути. Такой вид игры для ребенка новый и он с опаской и настороженностью к нему относится. В подобном случае необходимо продолжать манипуляции с игрушками. И очень скоро малыш к Вам присоединиться. Ведь от него сейчас ничего не требуют, а следить за всем новым так интересно. Следует помнить, что ребенок еще не в состоянии длительно концентрировать внимание на каком-либо предмете долго. Поэтому продолжительность такой игры невелика, не более 3-5 мин. Очень важно менять предмет игры. Сейчас это корова, после дневного сна - машина, вечером - кукла и т. д. Когда произносимые слова станут более уверенными, следует переходить к следующему этапу - стимулировать имитацию речи взрослого. Что для этого необходимо? Отбираем простые по слоговому составу слова (на начальном этапе 5-10 слов). Например: кубик, мяч... Продолжаем все так же играть говорим: «Это ку-бик (мяч). Что мы взяли?». И делаем паузу. Если малыш не ответил повторяем вместо него: «Ку-бик».«Поставим его на другой кубик. Получился дом. Что мы построили?» «Дом» и т. д. Постепенно паузы после вопросов увеличиваются - так мы поощряем ребенка к вступлению в диалог. Стремитесь к тому, чтобы малыш следил за вашей артикуляцией. Если ребенок молчит и не отвечает, не ругайте его. Продолжайте с энтузиазмом оречевлять любые действия. Таким же способом разговариваем с малышом во время режимных моментов. Мы идем гулять, спасть, пить, есть ... Главное, ребенок не должен догадываться, что вы с ним специально занимаетесь развитием речи, общение должно происходить непринужденно, естественно, комфортно для малыша. Входе развивающих игр следует избегать таких слов как: «Повтори...!», «Скажи...!». Через какое-то время (обычно через пару дней) ребенок начнет повторять за вами слоги, а затем слова, отвечать на вопросы. Помните о похвале. Ребенку очень важно слышать похвальные слова от родителей: «Молодец!», «Как здорово!», «Дай пять»... Хвалим ребенка только словами, объятиями можно еще и поцелуями. Чем больше ребенок слышит похвалы, тем больше он старается. Следующим этапом в развитии речи ребенка является стимуляция потребности в общении. Для этого необходимо задавать вопросы малышу. «Что ты принес?», «Это мне?», «Что у тебя в руках?». Затем ставьте малыша перед выбором: «Что тебе подать: мяч или кубик?», «Что ты хочешь: пить или есть?». Вопросы подобног типа не только побуждают дать вербальный ответ, но и содержат в себе слово-подсказку для имитации. Помните! В игре «Вопрос-ответ» необходимо использовать только те слова, которые ребенок уже знает и неоднократно повторял. Подкрепляйте любую речевую активность ребенка, не скупитесь на похвалу и добрые слова. Категорически избегайте оценок, любых требований: «Неправильно!», «Повтори еще раз!», «Скажи вот так...», «Следи за собой!» Помните о цели - избавить ребенка от речевого негативизма. А впоследствии добиться того, чтобы малыш сам начал проявлять речевую активность, и делал это с удовольствием.
Терпения Вам - любящие и заботливые родители.
Источники: 1. http://logoportal.ru/rebenok-ne-govorit-rechevoy-negativizm/.html 2. Волковская, Т. Н., Юсупова, Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. [Текст] - М.: Книголюб, 2004. - 104 с.
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт) Комментарии
Нет ни одного комментария
|
Наш блог
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
01
02
03
04
05
Популярные тегиНаш адресг. Харьков Запись на первичный приём: |