Особое место в развитии речи ребёнка занимает мелкая моторика. В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Итак, что же такое мелкая моторика и почему она так важна для развития речи?

В.А. Сухомлинский говорил, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук.

Мелкая моторика рук развивает, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие — может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Начать тренировать пальчики ребенка вы можете уже с шестимесячного возраста.

Итак, с чего все — таки стоить начинать? Начать необходимо с пассивной гимнастики, то есть с массажа. Рассмотрим самые простые приемы, которые Вы можете освоить сами без помощи высококвалифицированного массажиста.

Сядьте удобнее, малыша возьмите на руки. В одну руку возьмите ручку малыша, а другой поглаживайте ладошку ребенка. Направление поглаживаний выбираем от ладошки к пальчикам. Цель такого поглаживания: расправить пальчики малыша. Вы расправляете пальчики, а ребенок их непроизвольно опять сжимает или загибает. Таким образом происходит тренировка мышц путем сжатия и разжатия. Продолжительность поглаживаний 3-5 минут, сначала на одной руке, а потом — на другой руке. Повторять необходимо несколько раз в день.

После поглаживаний приступаем к растиранию. Растирание от поглаживания отличается большей силой давления. Ваша рука не скользит по коже, а немного сдвигает ее. Начинаем растирать ладошку, а затем переходим к растиранию каждого пальчика по отдельности. От основания пальчика к его кончику. Польза от таких растираний будет больше, если при этом проговаривать стишки или потешки.

Например:

Мальчик-пальчик, где ты был?

Я на речке братьев мыл. (Растираем Большой пальчик)

С этим братцем в лес ходил, (Растираем Указательный пальчик)

С этим братом щи варил, (Растираем Средний пальчик)

С этим братцем кашу ел, (Растираем Безымянный пальчик)

С этим братцем песни пел. (Растираем Мизинчик пальчик)

Вначале малыш может сопротивляться таким манипуляциям, но останавливаться даже не думайте. Каждый человек сопротивляется всему новому и незнакомому. Проделав такой массаж второй, третий раз. Вы заметите, что сопротивление с каждым последующим разом будет все меньше и меньше. А через день или два, ребенок будет протягивать к Вам ручки и сам просить сделать ему массаж. Когда сопротивление у малыша исчезнет, можно усложнить массаж. В ладошки ребенка вложите мячик (хорошо, если мячик будет с неровностями) и катать его.

Следующим этапом развития мелкой моторики является активная гимнастика, то есть игры, в которых ребенку приходится выполнять очень мелкие движения пальцами. В подобные игры можно играть с детьми от 1 года.

а) Пересыпание. Ребенок пересыпает из одной чашки в другую манную крупу. Вначале пересыпаем ручками, а затем усложняем эту задачу и пересыпаем ложечкой.

б) Перекладывание. Перекладываем рукой сначала орехи, каштаны. Затем усложняем задание путем уменьшение объема предметов. Перекладываем фасоль, горох. Но и этот процесс можно так же усложнить. Ребенок берет фасоль из коробки, а в другую коробку помещает через маленькое отверстие. Данные действия требуют очень мелких движений пальцами, а так же концентрации внимания.

в) Собирание пирамидки. Для начала необходимо использовать классическую пирамидку. У классической пирамидки кольца равномерно уменьшаются к вершине. Кроме мелкой моторики такая игра поможет развить логическое мышление ребенка.

г) Сжимание. Для такой игры понадобятся резиновые игрушки с пищалкой. Сжимая и разжимая такую игрушку, ребенок тренирует мышцы пальцев, а так же учиться контролировать силу сжатия. Слабо сожмет — игрушка тихо пискнет, сильно сожмет — громко. Наиболее подходящая игрушка для таких упражнений — резиновый ежик, так как иголки воздействуют на ручки ребенка как массажер. Данная игра усложняется следующим образом. Резиновая игрушка заменяется прищепками. Прищепки открывают и закрывают ротик, при этом говорят «АМ-АМ». Цепляем прищепки на веревку, коробку и другим предметам.

д) Застегни и расстегни. Застегивание и расстегивание пуговиц, змеек, застежек, замочков заставляют пальчики малышей делать мелкие движения. После таких тренировок для него не составит большого труда застегнуть рубашку или брюки.

Очень важный момент, о котором необходимо помнить. Все что Вы показываете ребенку, любые манипуляции с предметами, руками, игры и т.д, необходимо комментировать. Таким образом, ребенок будет лучше усваивать информацию, потому, что будет работать зрительное внимание и зрительная память, а так же слуховое восприятие и слуховая память ребенка.

Важное место в развитии мелкой моторики занимают потешки. Построены они на различных движениях, в которых участвует малыш: раскачивание, подбрасывание на коленках, загибание пальчиков. Такие игры-потешки развивают двигательные навыки, вестибулярный аппарат, речь и мышление ребенка. Также игры несут в себе огромное количество сведений об окружающем мире — знакомят с повадками животных и птиц, рассказывают о характере людей, объясняют значение слов и т.д.

Например:

Сорока

Сорока, сорока, сорока-белобока
Кашку варила, детишек кормила.
(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)

Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.
(по очереди загибают пальцы, начиная с большого)

Этому не дала: ты воды не носил,
Дров не рубил, каши не варил —
Ничего тебе нет!
(мизинец не загибается)

Ладушки

— Ладушки, ладушки! Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашку поели, бражку попили.
(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)

Шу-у-у…полетели!
На головку сели, петушком запели.
Ку-ка-ре-ку!
(поднимают руки вверх и опускают на голову)

Варежка

Маша варежку надела:
(сжать пальцы в кулак)

«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал».
(все пальцы разжать, кроме большого)

Маша варежку сняла:
«Поглядите-ка, нашла!
(разогнуть оставшийся согнутым палец)

Ищешь, ищешь — и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?»
(сжать пальцы в кулачок)

Братцы

Идут четыре брата навстречу старшему.
— Здравствуй, большак — говорят.
— Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,
Мишка-середка, да Крошка Тимошка.
(соединяют большой палец с другими пальцами по очереди)

Замок

На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли.
(расцепить пальцы)

Неотъемлемым этапом в развитии мелкой моторики являются пальчиковые игры. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Ребенку необходимо концентрировать внимание и правильно его распределять. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. Это отличные веселые упражнения для развития памяти малыша! Ну, и в конце — концов, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

Например:

зайчик: указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак

человечек: бегаем указательным и средним пальцами по столу

ёжик: руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить

кошка: соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх

коза рогатая: указательный и мизинец выпрямлены, большой палец — на согнутых безымянном и среднем

бабочка: руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях — «бабочка летит»

очки: пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам

Кроме представленных примеров, вы сами можете придумать множество интересных и занимательных упражнений.

Источники: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-15981/

http://www.boltun-spb.ru/mini.html

Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

  ← предыдущая запись

Author

Write A Comment