Коррекция речи, логопед, развитие речи, психолог в г. Харьков: центр развития и коррекции речи Ирины Коваль "Lalio"
Главная  //  Наш блог: архив  //  формирование речи  //  Подробности

Поиграйте со мной, родители! Использование подручных средств для игр.

01 июля 2014

           Вы когда-нибудь задумывались, почему дети так любят ездить к бабушкам и дедушкам? Потому что бабушки и дедушки им все разрешают? Почему любят ходить в «развивайки» и кружки? Потому что там интересно? На самом деле все намного проще. Потому что там с детьми играют и слушают их! Игра - это основная деятельность дошкольников. Поэтому, когда кто-то вникает в их игру, и участвует в ней, дети испытывают необычайную любовь к этому человеку. Часто бывает, что у родителей просто нет времени, чтобы поиграть и поразговаривать с ребенком. Дом-работа, работа-дом. Все устают. Бабушки и дедушки, которые так же трудились в своей молодости, с появлением внуков понимают, как много они пропустили и, конечно, пытаются все наверстать. Они с упоением слушают рассказы деток, в то время, когда родители могут сказать «Не говори глупостей». Они с удовольствием играют во все игры, когда родители могут сказать «Я очень занят(а)». В «развивайках» всегда есть огромный выбор игрушек и заданий, которых нет дома. Для детей - это хорошая возможность поиграть во что-то новое. Но что делать, если у Вас есть время поиграть и позаниматься с ребенком, но нет игрушек? Или Вам просто нужно немного сэкономить, а ребенок просит новые развлечения? Можно проводить время с ребенком и без особых затрат. Давайте узнаем, как и во что можно играть с ребенком дома, не используя новые игрушки? Но для начала, разберемся, зачем нужно играть и что развивают игры. 

Ключевые слова: Психолог Харьков, консультация детского психолога, консультация детского психолога Харьков, консультация психолога Харьков, консультация семейного психолога, консультация семейного психолога Харьков, лалио Харьков, логопедический сайт, развитие ребенка, развитие речи, развитие речи ребенка, речевое развитие, семейный психолог, формирование речи, чем играть с детьми, развитие мелкой моторики, развитие общей моторики, развитие крупной моторики

Как мы уже поняли, игра - это основная ведущая деятельность дошкольников. Но игры бывают разные. Чаще всего, когда мы упоминаем слово «игра», мы подразумеваем ролевую игру. То есть когда дети играют в «дочки-матери» или другие игры, в которых у каждого ребенка есть своя роль. Такая игра учит детей общаться, договариваться, примерять на себя разные роли. Но игры - это не только ролевая игра, в принципе - это любая деятельность, которая ребенку интересна и которая увлекательна. Любую деятельность можно сделать игровой. Часто игровая деятельность направлена на развитие крупной и мелкой моторики. Что это такое? Крупная (или общая) моторика включает в себя выполнение таких действий как наклоны, повороты, переворачивания, прыжки и т. д. Мелкая моторика - это скоординированное выполнение мелких движений и действий кистью и пальцами рук и ног. Например, мелкие захваты пальцами, соединение большого пальца руки с другими пальцами и т. д. Крупная моторика влияет на общую координацию. А мелкая моторика - на письмо, почерк, умение держать мелкие предметы. Следовательно, моторику развивать нужно. С этими умениями ребенок не рождается, этому нужно учиться.

Давайте рассмотрим, как можно развивать мелкую и крупную моторику используя минимум материальных средств.

Игры для развития крупной моторики.

  1. Игры в мяч. Любые игры с мячом позволяют, во-первых, научиться координировать движения (это и бросок мяча и попытка его словить). Во-вторых, игра в мяч предполагает бег, который так же развивает моторику. Конечно, родителям может быть страшно, что ребенок бегает. Но, ребенок, который не бегает - не ребенок!

  2. Игры «прикоснись рукой к ноге». Суть таких игр заключается в том, чтобы говорить разные комбинации - «прикоснись правой рукой к левой ноге» и т. д. Так можно и выучить где лево, а где право, и развить координацию движений. Можно начинать с медленного темпа, а когда ребенок освоится, увеличивать скорость смены движений.

  3. Физические упражнения. Это и попрыгать на одной ноге, и на двух, и по очереди, и покувыркаться, и побегать. Мало того, что такие упражнения развивают мышцы и тренируют их, так еще и тренируют выносливость организма. Такие упражнения лучше проводить в игровой форме. Для ребенка это будет намного интересней. Например, «попрыгай как зайчик на двух ножках», «у зайчика одна ножка болит, он прыгает только на одной ножке» и т.д.

  4. Движения по музыку. Или под слова. Есть специальные стишки и песенки, которые сопровождаются определенными движениями. Для детей они очень интересны и помогают развивать не только моторику, но и память. В таких упражнениях слова и движения ассоциативно связываются.

  5. Скакалка. Конечно подойдет для детей постарше. Однако скакалка хорошо развивает и координацию движений, и выносливость и используется как средство для физических упражнений.

  6. Велосипед. Велосипед - это хороший тренажер для развития общей моторики. Хорошо, если у малыша есть обычный детский велосипед. Тогда это не просто полезно, но еще и весело. Если же у ребенка пока еще нет велосипеда, и приобрести его нет возможности, используйте виртуальный велосипед - упражнение. Для этого нужно лечь на пол, поднять ноги и представить, что Вы крутите педали. Сначала можно помогать ребенку руками делать это упражнение, но потом следует давать ему больше самостоятельности.

Все эти игры-занятия, и не только их, можно и нужно проводить в игровой форме. Чтобы для ребенка было интересно, чтобы они увлекали. Простые механические движения не принесут радости и быстро могут надоесть малышу. Поэтому старайтесь эмоционально украсить каждое задание, чтобы оно имело смысл для малыша и было не простым повторяющимся действием.

Кроме общей у нас есть еще и мелкая моторика. Мелкую моторику так же нужно развивать.

Во-первых, мелкая моторика нужна при письме. Если она не развита, ребенок не может держать ручку в руке. А вялость мышц приведет к тому, что ребенок будет быстро уставать.

Во-вторых, в коре головного мозга центр, который отвечает за движения, находится очень близко к центру, отвечающему за речь. И получается, когда мы стимулирует двигательную активность, мы слегка, частично стимулирует и речевой центр. Обратный механизм возможно тоже работает, но можно говорить о том, что двигательный центр появился раньше, чем речевой. То есть речевой центр моложе и не имеет столько «силы». Поэтому развитие мелкой моторики помогает ребенку в овладении речи.

В магазинах есть много разнообразных игрушек для развития мелкой моторики. Это и пазлы, и рамки-вкладыши, и сортеры, и проволочные лабиринты, и мозайки и многое другое. Ассортимент поражает. Но, что делать если возможности приобрести весь этот арсенал нет? Чем можно все это заменить? Как развивать мелкую моторику в домашних условиях? Давайте найдем заменители для дорогих игрушек.

Игры для развития мелкой моторики.

  1. Тесто вместо пластилина и моделина. Вы наверняка видели в магазинах помимо обычного пластилина, такой себе моделин или тесто. Чем он отличается от обычного «советского» пластилина? Ответ прост - моделин мягче. Обычный пластилин достаточно твердый и нужно приложить усилия для его размягчения и лепки из него. Пластилин хорошо подойдет более старшим деткам, которые физически смогут его размять. А что делать малышам или детям, у которых слабые мышцы рук? Вот и появился моделин. Заменить его может... обычное тесто! Вам достаточно сделать обычное соленое тесто и добавить в него немного пищевого красителя. Причем тесто можно и нужно делать вместе с ребенком. Это тоже полезно для мелкой моторики. Месить тесто, разминать его, потом добавлять краситель и долго перемешивать, чтобы цвет был равномерный. Причем цвет теста Вы можете сделать на свое усмотрение, можно даже сделать мраморное тесто (просто не смешивайте сильно краситель с тестом). И потом, сделав это тесто, из него можно что-то слепить и запечь. И будет у Вас поделка от ребенка.

  2. Бусинки и пуговички. Очень полезно для мелкой моторики нанизывание бусинок на ниточку. Если у Вас нет бусинок, Вы можете использовать пуговички и нанизывать на ниточку их. Причем, если в пуговице несколько отверстий, можно вдевать ниточку в каждую дырочку. Чтобы ребенку было интереснее, можно нанизывать бусинки и пуговички, в результате сделать маме или бабушке бусы. Главное, чтобы потом мама или бабушка эти бусы одела и при ребенке поносила.

  3. Зернышки. Так же развивать мелкую моторику можно с помощью перебирания мелких предметов. Для этого подойдут зернышки разного размера. Вы можете смешать зернышки разного размера и раскладывать их потом на группки. А можете взять пластиковую емкость, сделать в ней отверстия, нарисовать животное с ротиком и кормить этого животного. Причем емкостей можно сделать много, с разными размерами и подбирать зернышки по размеру. Можете использовать не только зернышки, но и бусинки, маленькие камешки и т. д. Такой себе заменитель сортера.

  4. Пальчиковый театр. Вы наверняка видели наборы для пальчикового театра - разные персонажи, которые одеваются на пальчики. Такой же театр можно сделать и дома. Можно сшить из фетра или из ткани разных зверюшек. Если шить не из чего, можно нарисовать на бумажечке и приклеить к пальчикам, или же просто нарисовать на пальчиках. Кстати, если будете рисовать на пальчиках, это еще и дополнительная стимуляция нервных окончаний, что тоже очень полезно. Здесь Ваша фантазия безгранична.

  5. Рисунки пальчиками. Для развития мелкой моторики Вы можете использовать прием рисования пальцами. Часто для этих целей используют специальные пальчиковые краски. Их особенность в том, что они хорошо наносятся и хорошо смываются. Вместо пальчиковых красок, Вы можете использовать любые другие краски, но будьте внимательны. Гуашь, например, быстро высыхает и плохо отмывается с рук. Чтобы смыть ее, Вам придется продержать руки под водой минут 15. Акварельные краски легче смываются, но у них не такой яркий пигмент и рисунки могут оказаться бледными. Если же у Вас нет возможности купить пальчиковые краски, вы можете заменить их цветным мелом. Натереть пальчик и отпечатать рисунок на асфальте. Как же рисовать пальчиками? Все очень просто. Намазываете пальчик и ставите отпечаток на бумаге. Из отпечатков можно сделать огромное количество животных - гусеницу, бабочку, собачку, мордочку оленя, медвежонка и т. д. Опять таки все зависит от Вашей фантазии. Ну или можете подсмотреть идеи в интернете.

  6. Поле с резиночками. Знаете есть банковские/канцелярские резиночки для денег? Вот играть с ними очень полезно. Их можно завязывать на пальцах, или, помните была игра, когда резинку нужно было взять с одних рук в другие. Можно придумать специальное место, где возможно натягивать резиночки. Вы можете взять досточку, повбивать туда канцелярские кнопки с выступающими верхушками и обвязывать их резиночками - тянуть резиночку от одной кнопки к другой. Можно вместо кнопок взять гвоздики, а вместо резиночек - нитки разноцветные и обвязывать гвоздики. Заодно и картинка получится. И полезно, и красиво.

  7. Квиллинг. Это техника использования бумаги. Бумагокручение. Смысл техники заключается в том, что тонкие длинные полоски бумаги закручивают в кружочек, делают из них определенный элемент, из которого потом создают картинку. Эти мелкие действия очень полезны для развития мелкой моторики. И покупать ничего не надо. Да и детям интересно создавать что-то из бумаги.

  8. Картинки из песка. Вы наверняка видели в магазинах наборы для детей по созданию картин из цветного песка. Очень красивые и интересные. Но такие картины можно сделать и самим. Вместо песка Вы можете использовать соль, манку или даже рис. Для этого Вам нужно смешать соль или манку с красителем, дать смеси высохнуть, перетереть ее в руках и делать картину. И просто, и интересно для детей.

Все это только небольшая часть игр, которые Вы можете использовать дома, не имея специальных средств под рукой. Все материалы Вы можете найти или на кухне, или в кладовке. Кроме того, есть еще огромный арсенал интересных и познавательных занятий для детей. И для всех этих занятий Вам нужны будут самые обычные средства.

Итак, чем еще можно заняться с ребенком.

  1. Мыльные пузыри. Их можно не покупать, а сделать самим. Обычный мыльный раствор и палочка с отверстием или трубочка. Чтобы ребенку было веселей, добавьте в мыльный раствор краситель. Ваши мыльные пузыри станут цветными. Но осторожно! Пускать их нужно будет только на улице, иначе Ваш пол и стены будут в цветные круги. Хотя это можно и использовать. Можно пускать цветные пыльные пузыри на белый лист бумаги и создавать на нем рисунки. Что нам дают мыльные пузыри? Они учат ребенка правильно дуть!

  2. Шитье. Ребенок просит новую мягкую игрушку? Пошейте ее вместе с ним. Из носков! Купите разноцветные носки и сделайте нового зверька. Сейчас очень модно шить таких животных. Из носка Вы можете сделать зайчика или снеговика. Можете сделать специальный маленький мячик - сокс. Это мячик наполненный пенопластовыми шариками. Но дома его можно наполнить разными видами круп. Можно пошить слоника, котика или обезьянку. Украсить их, как Вы захотите. Только не шейте все за ребенка! Дайте и ему принять в этом участие. Во-первых, Вы научите его шить и это будет в игровой форме. В жизни этот навык пригодится точно. А во-вторых, это тренирует мелкую моторику. Ану-ка вставь нитку в иголку, завяжи узелок, сделай ровные стежки. И в результате у Вас игрушка hand-made.

  3. Лава-лампа. Это такая лампа, в которой при нагревании цветное вещество поднимается и опускается в виде шариков. Такую лампу можно сделать дома. Правда это будет очень упрощенный ее вариант. Налейте пол бутылки цветной воды, затем налейте немного подсолнечного масла. Масло с водой не смешается и Вы увидите слой масла над водой. Затем бросьте в бутылку любую шипучую таблетку (которая при попадании в воду растворяется и выделяет кислород - шипит) и наблюдайте за результатом. Будет кратковременная лава-лампа. Ребенку Вы можете доверить переливание воды в бутылку, доливание туда масла. Это развивает координацию движений и контроль за ними.

  4. 3D краски. Вы так же можете сделать с ребенком объемные краски. Для этого смешайте муку, соду, гашеную уксусом, соль и воду. Смесь должна напоминать тесто на блины. Разделите смесь на части и добавьте краситель. Затем эту смесь залейте в целлофановые мешочки (как в кондитерский рукав). И теперь можно делать картины. Выдавливайте смесь на бумагу. И ставьте в микроволновую печь на полную мощность на 30 секунд. Достаньте и радуйтесь результату. Рисунок станет объемным и где-то шероховатым. Пока ребенок будет делать смесь и выдавливать полученную краску на бумагу, он как раз потренирует мышцы рук.

 

Все эти игры - это лишь часть того, что родители могут показать своим детям. Для ребенка нет ничего лучше, чем новое открытие, которое показали ему родители. Он начинает понимать, сколько всего интересного они знают.

 

Покажите ребенку чудо! И чудите вместе с ним!

 

 

Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

Комментарии

Нет ни одного комментария

Наш блог

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
27
28
29
30
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Популярные теги

Lalio Логопед Харьков Логопеды Логопеды Харьков Помощь логопеда Психолог Харьков Речь ребенка детский психолог занятия с логопедом занятия с логопедом Харьков консультация врача - логопеда консультация врача - логопеда в Харькове консультация детского психолога консультация детского психолога Харьков консультация логопеда консультация логопеда Харьков консультация психолога Харьков консультация семейного психолога консультация семейного психолога Харьков лалио Харьков логопед логопед для взрослых логопедические занятия Харьков логопедический сайт развитие ребенка развитие речи развитие речи ребенка речевое развитие семейный психолог формирование речи

Наш адрес

г. Харьков
пр. Гагарина, 4, 1 этаж
Центр развития и коррекции речи
Ирины Коваль
"Lalio"

Запись на первичный приём:
тел. (057) 756-60-49
тел. (097) 294-09-58

Подробнее →