Заботливых родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Как подготовить его к школе?
Проведенные исследования показали, что 70% детей, которые поступили в школу с 7 лет, и 87,5% детей, пришедших в школу с 6 лет имеют низкий уровень овладения графомоторными навыками.
Не секрет, что большая часть первоклассников испытывает серьезные трудности с навыком письма. Многие дети не правильно держат ручку, часто при этом очень напряжены. Линии получаются не ровные, «дрожащие», нажим не равномерный, буквы разного размера, пишутся где угодно, но только не на рабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается.
Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия речи, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении программы первого класса.
Часто учителя констатируют: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, много знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет ребенок, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».
Развитый мозг и неразвитая рука — вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. И привить ребенку правильные графические или графомоторные навыки.
Давайте разберемся более подробно, что такое «графомоторные навыки»? Что содержится под этим понятием? Как и когда необходимо формировать данные навыки?
Графомоторный навык — это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Графомоторные навыки включают в себя:
1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);
2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);
3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);
Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.
Работа по формированию графомоторных умений и навыков должна начинаться задолго до поступления в школу.
Рассмотрим возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации которые способствуют формированию графомоторных навыков.
С 1 до 2-х лет.
- малыш может держать два предмета в одной руке;
- держит карандаш в руке и чертит им;
- умеет переворачивать страницы книг;
- из кубиков строит башни;
- складывает пирамидку;
От 2 до 3 лет.
- ребенок открывает коробку (ящик), опрокидывает его содержимое;
- играет с песком, крупами, тестом и глиной;
- открывает крышки, откручивает и закручивает;
- рисует пальцем при помощи пальчиковых красок;
- нанизывает бусы;
- правильно держит карандаш;
- копирует формы несколькими чертами;
- строит из кубиков.
От 3 до 5 лет.
- малыш рисует цветными мелками, карандашами, красками;
- складывает бумагу (умеет складывать простые оригами);
- лепит из пластилина и теста разные фигуры;
- шнурует ботинки;
- определяет предметы в мешке на ощупь.
Именно эти умения подготавливают руку и глаза ребенка к процессу письма — развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее.
Процесс формирования графомоторных навыков письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Как отмечала И.Н.Садовникова, процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма неодинакова. К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли, что в свою очередь, затрудняет процесс овладения письмом.
Успешное формирование графомоторных навыков зависит от следующих факторов:
— зрительного восприятия;
— произвольной графической активности;
— зрительно-моторной координации.
А вот развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов.
Первый этап — развитие крупной и мелкой моторики. Развитие мелкой моторики пальцев рук является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и стимулирующем речевое развитие ребенка.
Для развития мелкой моторики необходимо:
- выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (самомассаж, массаж роликами);
- лепить из пластилина или глины;
- вырезать из бумаги;
- нанизывать бусины, пуговицы и т.д.;
- застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки;
- собирать мозаики и конструкторы;
- раскрашивать раскрасками;
- копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д.
Второй этап направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. Этот этап предусматривает:
- ориентировку в собственном теле;
- ориентировку в окружающем пространстве;
- уточнение пространственного расположения фигур и букв.
Пространственные понятия лучше закрепляются в процессе конкретной практической работы и осуществляются в определенной последовательности.
Третий этап — направлен на развитие графомоторных навыков.
- Развитие зрительного гнозиса:
-контурные изображения предметов,
-перечеркнутые контурные изображения,
— контурные изображения, наложенные друг на друга и др. - Уточнение представлений о форме, цвете, величине.
- Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
— развитие зрительного анализа и синтеза;
Развитие зрительного восприятия и узнавания, в том числе и буквенного.
И, наконец, четвертый этап по развитию графомоторных навыков — изобразительно-графические способности:
- Развитие графомоторных навыков.
- Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
- Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.
- Наклонные прямые линии и комбинации из них.
- Рисование орнаментов
- Дуги, волнистые линии, круги, овалы.
- Рисование по клеткам предметов сложной формы.
- Овладение графической символизацией
- Работа по формированию графического образа букв (графемы).
- Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.
В процессе работы в тетради, на планшете или листе бумаги у детей укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук, совершенствуется зрительно- двигательная координация и ориентировка, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.
Дорогие родители. Графомоторные навыки, являются существенным критерием для определения готовности ребёнка к школе. Её сформированность позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом. Уделяйте внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Благодаря такой работе Вы решите очень важные задачи:
1. Поспособствуете интеллектуальному развитию ребенка;
2. Подготовите к овладению навыком письма.
Помошником в этом является направляющая коррекционная помощь в овладении процессом письма. Которую ребёнок может получить через специально организованные коррекционные занятия, направленные на устранение типичных ошибок и целенаправленное обучение детей графомоторным навыкам.
Решение данных задач, в будущем, поможет избежать проблем школьного обучения.
Терпения Вам,заботливые и любящие родители.
Источники:
1. Исаева М.А. «Формирование навыков графомоторного компонента письма у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
2. Тельминова А.В. « Развитие графомоторных навыков у младших школьников с нарушениями речи »
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)
← предыдущая запись