«ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ МНЕ СКАЗАТЬ?»
18 января 2014
Впервые в жизни ваш ребенок выразился «внятно», соединив два слова в коротенькое предложение. Не за горой перемены: скоро он обрушит на вас целый поток разнообразных высказываний и, наконец, станет полноправным участником всех разговоров. Как сделать общение с ребенком не только приятным, но и полезным для его речевого развития?
Ключевые слова: логопед, логопед для детей, логопед для детей Харьков, Логопеды, Логопеды Харьков, Логопед Харьков, Речь ребенка, занятия с логопедом, занятия с логопедом Харьков, консультация логопеда, консультация логопеда Харьков, лалио Харьков, логопед для взрослых, логопедические занятия Харьков, развитие ребенка, развитие речи, развитие речи ребенка, речевое развитие, формирование речи, врач - логопед, консультация врача - логопеда, врач - логопед Харьков, консультация врача - логопеда в Харькове, логопедический сайт
Предлагаем Вашему вниманию 9 полезных советов: Совет 1 Для начала, постарайтесь дополнять и «расширять» высказывания малыша. Например, он обратил ваше внимание на мяч: «Мячик». Скажите ему: «Этот мячик круглый » или «Этот мячик красный», «Мячик покатился» и т.п. в зависимости от ситуации. Помните, что «расширяя» высказывания малыша, необходимо добавлять не более 1-2 слов, иначе ему будет трудно сконцентрировать внимание. Специалисты утверждают, что дети, мамы которых использовали данный простой приём, раньше начинают говорить полными правильными предложениями.
Совет 2 Ясность и законченность нашей речи придают союзы и предлоги, однако, обычное произношение часто «съедает» эти маленькие слова, и ребенок долго может не замечать их или произносить с ошибками (например, путать «из» и «без»). Постарайтесь в разговоре обратить внимание ребёнка на подобные слова. Произнося союз или предлог, выделите его голосом, а после, например, сделайте «загадочную» паузу: «Алеша сидит ..... стуле» можно даже объяснить значение некоторых предлогов простыми жестами, например, рукой показать «на стул», «под столом» и т.д.
Совет 3 На первых порах ошибки в речи малыша - явление неизбежное. Однако, исправляя их, старайтесь не переусердствовать в своей борьбе за чистоту языка. Не требуйте от ребенка исправляться немедленно, «здесь и сейчас». Во-первых, дети младшего дошкольного возраста славятся упрямством, и вы рискуете в тридцатый раз услышать: «Нет, я брызгнул!» - вместо «брызнул». Во-вторых, что гораздо важнее, ваша категоричность может вызвать у ребенка напряжение и нервозность, чреватые серьезными речевыми нарушениями, например, заиканием. Итак, никогда не требуйте: «А теперь скажи правильно!!» довольствуйтесь тем, что малыш услышал, как правильно произносить слово.
Совет 4 Когда ребенок очень взволнован или возбужден, его речь может быть сбивчивой, с паузами и перерывами, которые внешне выглядят, как заикание. Специалисты знают, что такое "ложное заикание" или "физиологическое заикание" бывает практически у всех детей младшего возраста, и беспокоиться тут не о чем. Проблемы могут возникнуть лишь в том случае, если родители вместе того, чтобы успокоить сына или дочку и снять напряжение, будут бесцеремонно поторапливать. Помните, что моменты вынужденных задержек речи - тяжелое испытание для малыша, для его, не окрепшей еще уверенности в своей способности высказываться. Поэтому слушайте терпеливо и заинтересованно, без какого-либо проявления нетерпения и недовольства и тем более без фраз типа: «Ну, говори!», «И что же было дальше?». Чтобы заполнить паузу, делайте замечания и комментарии, относящиеся к делу. Отлично подойдут для этой цели и наводящие вопросы, ведь с их помощью вы можете «положить на язык» ребенку те слова, которые он тщательно пытается подобрать. Спрашивайте, например: «Он был большой, да?», «И все побежали?», «И в той машине был человек?».
Совет 5 Знаете ли вы, что для ребёнка формирование речи связано с переходом к «взрослой» системе запоминания? Данная система достаточно сильно отличается от тех способов запоминания, которыми пользуются маленькие дети. Именно вы поможете малышу быстрее её освоить, если в разговорах с ним будете придерживаться принципа «все по порядку». Вспоминая с ребенком о том, что ему говорилось, что делал, старайтесь выстроить события в их хронологической последовательности: что было сначала, что потом, чем завершилось. Если вы просите малыша что-то сделать, разбейте просьбу на части: «сначала помой руки, потом сядь за стол и возьми печенье». Не упускайте случая обобщить или классифицировать: «Заяц и медведь - это звери, а ворона и воробей - птицы».
Совет 6 Что бы развить память ребенка на слова, используйте так называемые «поручения». - А сейчас подойди к бабушке и скажи: «Я хочу молока». Постепенно вы можете превратить их в длинные послания. - А сейчас подойди к папе и скажи, что это полотенце надо повесить сушиться, потому что оно мокрое». Обычно, дети относятся к таким «поручениям» с энтузиазмом и стараются повторить слово в слово.
Совет 7 А вот как можно учить с ребенком в обычном разговоре новые слова и фразы. Сразу же после того, как вы произнесли что-то незнакомое, задайте малышу простой вопрос, чтобы он мог сразу повторить услышанное. Например, вы хотите, что бы ребенок запомнил оборот «мне кажется». Скажите ему в подходящей ситуации: «Мне кажется, что это яблоко очень кислое. А тебе как кажется?» Проделайте так много раз и ребёнок с удовольствием будет повторять.
Совет 8 Дети живут настоящим, им трудно вообразить себе даже самое близкое будущее, каким бы интересным оно ни представлялось, и поэтому они всегда нуждаются в словесном описании того, что должно произойти. Поэтому, никогда не отвлекайте малыша от его занятий и не заставляйте перейти к чему-то другому, не объяснив сначала хорошенько, что ему сейчас нужно будет сделать. Например, если ребенок занят играми с игрушками, а вы решили отвести его в ванную, сначала опишите ему подробно, что он будет делать: как он приготовит чистую пижаму и снимет одежду, как возьмет с собой уточку и рыбку, как вы позволите ему отвернуть кран, чтобы набрать в ванну воды и т. п. Возможно, что в этом случае дело обойдется без протестов с его стороны.
Совет 9 Чтобы повысить самооценку ребёнка и прибавить ему уверенности в себе (качества, немаловажное для речевого развития), обязательно проявляйте интерес к его личности. Старайтесь отметить его «авторство»: «Вчера ты сказал, что .....», «Алеша сказал, что ...», «Это Алеша придумал!» старайтесь больше говорить о чувствах ребенка, его оценках и впечатлениях. Покажите, что вам интересно понять их причины: «Почему ты рассердился, когда мы уходили с прогулки домой?», «Интересно, почему же тебе не нравятся эти ботинки?» и т.п. Пусть осознание собственного «Я» придет к ребёнку вместе с умением свободно и красиво говорить: и то, и другое поможет ему в жизни и карьере.
Удачи Вам, любящие и заботливые родители.
Ирина Мануйленко, логопед Центра развития и коррекции речи "Lalio"
ЛИТЕРАТУРА 1. Вятютнев М.Н. Зависимость техники обучения от стратегии усвоения // Рус. яз. за рубежом. - 1978. - Т. 2. - С.42-51. 2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - С.59-121. 3. Соботович Е.Ф. Структура речевой деятельности и механизмы ее формирования. - К.: ІЗМН, 1997. - 44 с. 4. Соботович Є.Ф. Рівні сформованості узагальнюючої функції мовлення та їх діагностика у дітей дошкільного віку // Механізми та критерії діагностики психофізичного розвитку дітей у системі корекційної роботи. - Ч. 2. - К., 1999. - С.12-13.
Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт) Комментарии
Нет ни одного комментария
|
Наш блогПопулярные тегиНаш адресг. Харьков Запись на первичный приём: |