На консультациях специалисты-логопеды рассказывают и объясняют родителям, почему у ребенка возникло то или иное речевое нарушение. Дислалия тоже имеет целый ряд причин для возникновения. Они зависят от ее формы и степени.

         Причиной возникновения механической дислалии являются аномалии в строение языка, губ, зубов и челюсти. Рассмотрим более подробно, какая аномалия строения на что влияет.

            К неправильному строению языка и губ, которые приводят к дислалии, относят:

• короткую уздечку языка;

•  короткая уздечка верхней губы;

•  макроглоссия (массивный  язык);

•  микроглоссия (узкий, маленький язык);

•  толстые, малоподвижные губы;

         Если укорочена подъязычная связка, нарушается произношение верхнеязычных  звуков, таких как [ш],[ж],[л],[л’],[р],[р’].

         При аномалиях в строении губ нарушается произношение:

•  губных звуков [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’];

•  губно-зубных звуков [в], [в’], [ф], [ф’].

         Макро- и микроглоссия наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием.

         Неправильное строение челюсти называется неправильным прикусом.

             Неправильный прикус бывает 3 видов:

• прогенический (когда нижняя челюсть выдвинута вперед)

• бипрогнатический (верхние и нижние резцы в момент смыкания наклонены в сторону)

•  прямой (зубы соединяются друг с другом режущими краями )

         Это нарушение приводит к неправильному произношению звуков [з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н], а так же звука [р].

         Отклонения в строении зубного ряда. Такие как:

• диастема (щель между верхними или нижними зубами),

•  редко расположенные зубы.

•  мелкие зубы

•  зубной ряд в несколько рядов

             Так же влияют на произношение  шипящих, свистящих звуков. При неправильном прикусе или аномалии зубного ряда сначала необходимо обратиться к ортодонту, а затем уже  к логопеду.

         Функциональная дислалия появляется из-за влияния неблагоприятных социальных или биологических факторов.

         К неблагоприятным социальным фактором относятся:

• подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной),

• подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»),

• случаи билингвизма в семье (двуязычие),

• педагогическая запущенность.

         К биологическим факторам, вызывающих функциональную дислалию, относят общую физическую ослабленность.

            Она встречается:

•  у часто болеющих детей;

•  при минимальной мозговой дисфункции(ММД);

•  при задержке речевого развития (ЗРР);

•   при не сформированности фонематического слуха;

           А теперь рассмотрим как проявляется дислалия у детей и каковы ее признаки.

         Если в словах малыш пропускает, заменяет, смешивает или искажает звуки — это признаки дислалии.

         Ребенок может пропускать звуки — такие пропуски могут быть в начале, в середине или в конце слова.

         Еще малыш может заменять звуки – когда один звук постоянно заменяется другим звуком. Например: «водка» — лодка, «лучка» — ручка и др. Такие звуковые замены происходят из-за неразличения звуков. Это связанно с проблемами произношения или различением звуков на слух.

         Часто дети искажают звуки – когда в речи употребляется звуки, которые отсутствуют в фонетической системе русского языка (например, велярное (когда язык не дотягивается до мягкого неба и выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба) или увулярное (горловое) произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Такое искажение звуков встречается при механической дислалии.

 

         Будьте внимательны к речи своих детей. И пусть общение Вам приносит радость!

 

 

 

Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

  ← предыдущая запись

Author

Write A Comment