Коррекция речи, логопед, развитие речи, психолог в г. Харьков: центр развития и коррекции речи Ирины Коваль "Lalio"
Главная  //  Родителям о детях  //  Психологическая работа  //  Цветной ключик к душе ребенка

Цветной ключик к душе ребенка

Цветной ключик к душе ребенка

Цветной ключик к душе ребенка

           Мы познаем окружающий мир не таким, каким он есть, а таким, каким мы видим, слышим и ощущаем его. А видим мы его многоцветным и по-разному реагируем на те цвета, в которые он разукрашен. Цвета радуют, тревожат, возбуждают, успокаивают или вызывают грусть.

Каждый день мы окружаем себя определенными цветами. Все имеет свой цвет - одежда, стены, плакаты, ручки, украшения, сумки, у детей - игрушки и т.д. Какие-то из них нам более приятны, а какие-то менее. Причем, время от времени наши предпочтения меняются. Мы редко задумываемся о том как и почему это происходит, как это влияет на нас и нашу жизнь. Кроме того, цветовые предпочтения могут многое рассказать о человеке.

          Воздействие и диагностическое значение цвета хорошо известно. Проводилось множество исследований по поводу восприятия и предпочтений определенных цветов. Но это воздействие не до конца изучено.

       Каждый цвет имеет свое символическое значение. В процессе многочисленных исследований стало понятно, что на восприятие цвета влияет принадлежность к тому или иному обществу, культурные особенности и традиции, которые складывались веками.

         Часто мы можем увидеть противоречивые интерпретации того или иного цвета. Например, рассмотрим черный и белый цвета. Черный цвет в нашей культуре ассоциируется с чем-то траурным, негативным, тяжелыми переживаниями, чем-то угнетающим. А белый цвет - с чем-то чистым, светлым, легким, положительным, миролюбивым и оптимистичным. В тоже время, в некоторых странах Востока траурным является именно белый цвет. Поэтому при интерпретации цветовых выборов необходимо учитывать культурные и индивидуальные особенности.

     С другой стороны, даже в сильно отличающихся культурах и сообществах есть цвета, которым приписывают сходное символическое значение, которое лежит на глубинном уровне их восприятия. Например, красный цвет, как правило, без исключения, ассоциируется с сильной энергией и эмоциями (любовью, агрессией) опасностью, эротическим началом.

        У каждого цвета есть как положительные стороны, так и отрицательные. Какой аспект он несет в себе в конкретной ситуации у конкретного человека, зависит уже от индивидуальных особенностей. Единственный цвет, который считается имеет только негативное значение - это серый (цвет депрессии).

        По тому, какой цвет человек выбирает на данный момент, каким цветом себя окружает, можно многое сказать о его личности, характере, настроении и внутренних переживаниях. На выбор влияет множество факторов: культурно-этнические особенности, образование, интеллектуальный уровень, возраст и пол - важно учитывать каждый из них. Например, дети и молодежь, а также открытые люди обычно выбирают чистые и яркие цвета. Сложные цвета говорят о том, что человек переживает более сложные и неоднозначные эмоции.

   На основе цветовосприятия и цветопредпочтения было создано множество тестов (тест выбора цвета М. Люшера, тест выбора трех цветов и т.д.). Эти тесты могут рассказать нам о том, что переживает человек на данный момент, что творится у него в душе и как он воспринимает окружающую действительность. Например, при выборе трех цветов: первый цвет расскажет о человеке и особенностях его личности, второй подскажет как улучшить жизнь данного человека, а третий покажет его способы взаимодействия с окружающими.

           При работе с детьми представляет интерес методика «Цветные дети». С помощью этой методики по цветам, которые ребенок чаще всего использует в рисунках, можно определить характер ребенка, его реакцию на жизненные ситуации и эмоциональный климат в семье. В зависимости от того, какой цвет чаще всего использует в своих рисунках Ваш ребенок, а также какой цвет является для него самым любимым, можно выделить те или иные особенности его характера, которые можно развить или, наоборот, сгладить в зависимости от того, как они могут повлиять на взрослую жизнь.

        В этой методике, как и в большинстве других, цвета интерпретируются следующим образом:

 

«Желтые дети»

           Желтый - цвет духовности, но в то же время и опасности. Предпочитают его люди активные свободные, оригинальные, инакомыслящие, а потому опасные для тех, кто во главу угла ставит незыблемый порядок, неограниченную власть. Больше всего они предрасположены к творчеству. «Желтый ребенок» - мечтатель, фантазер, сказочник, шутник. Он любит играть в одиночестве, любит абстрактные игрушки: камешки, веточки, тряпочки, кубики, оживляя их силой своего воображения. Когда он вырастет, то будет отдавать предпочтение разнообразной, интересной работе, всегда будет во что-то верить, на что-то надеяться, стремиться жить будущим. В то же время у него могут проявляться такие черты характера, как не практичность, стремление избежать принятия решений, безответственность. Выбор желтого также говорит о жизни полной радостных надежд, раскованность. Такой ребенок редко сдерживает свои эмоции. Эти дети нацелены на успех и стремятся всегда к новым и новым перспективам. Обратная сторона предпочтения такого цвета - такие качества, как жадность, ревность, тщеславие и готовность пойти на многое (даже не самое приглядное) ради достижения своей цели. Негативный полюс символики желтого цвета переживается как щегольское изобилие и одновременно как что-то навязчивое, назойливое, нескромное, резкое и надменное. Обычно это что-то внешнее, без глубины и теплоты.

     Отвержение желтого цвета означает разочарование, ощущение несбыточности надежд, «попытку оградить себя от изоляции и дальнейших утрат или разочарований».

 

«Красные дети»

          Красный цвет - цвет крови, здоровья, жизни, энергии, силы, власти, любви. Эти дети открыты и активны, с чертами лидера. Очень трудно родителям с «красными детьми»: живыми, непослушными, возбудимыми, непоседливыми, ломающими игрушки. Такие дети могут быть агрессивными и жестокими в определенных ситуациях. Когда они вырастут, то высокая работоспособность, будет определяться стремлением добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда уверенность в себе и своих действиях, напористость, эгоизм. Интересы сегодняшнего дня для них превыше всего и они будут проявлять свои способности и готовность к действиям везде, где только можно. Среди ярких политиков чаще всего встречаются «красно-желтые» (красный - наиболее любимый), среди умных - «желто-красные».

       Отвержение красного цвета говорит о нервном и физическом истощении, о перевозбуждении и потребности в защите от окружающих факторов. Таких детей следует окружить заботой, поместить их в спокойную обстановку и не нагружать различными кружками, походами в людные и вызывающие яркие эмоции места.

 

«Синие дети»

          «Синие дети» - полная противоположность «красным». Недаром «красных детей» можно успокоить синим цветом, а «синих детей» - красным. «Синий ребенок» - спокойный, уравновешенный, любит делать все не торопясь, обстоятельно. С удовольствием лежит на диване с книжкой, размышляет, все обстоятельно обсуждает. Он предпочитают задушевную дружбу с самоотдачей и самопожертвованием, потому что, в противоположность «красным детям», ему приятно отдавать, а не получать. Часто дети выбирают синий цвет не потому, что они спокойны, а потому, что в данный момент очень нуждаются в покое.

       Но синий цвет означает не только спокойствие и умиротворенность, он выявляет чувствительность и ранимость, доверие, склонность к самопожертвованию и преданность. К такому ребенку надо относиться с трепетом и вниманием.

     Отвергающие синий цвет чувствуют неудовлетворенность и всеми своими силами пытаются разорвать связь с тем, что приносит это неудовлетворение. Бегство от разрядки и покоя, слабость, длительная депрессия, недостаток дружеских связей в коллективе, неудовлетворенное честолюбие, стремление к превосходству. Часто синий цвет отвергают курильщики.

 

«Фиолетовые дети»

             На языке цвета фиолетовый означает ночь, тайну, мистику, созерцание, внушаемость. Это самый двойственный и противоречивый цвет, так как в нем соединились возбуждающий и сдерживающий компонент красного и синего цвета. Это цвет выравнивания и равновесия, цвет меры, сдержанности и соответствия, цвет знания и интеллекта. Предпочитающие его дети живут богатым внутренним миром и отличаются артистизмом, очень чувствительны. Их легко загипнотизировать, они возбудимы. Стремятся произвести впечатление, но при этом способны посмотреть на себя со стороны. Очень ранимы, более других нуждаются в поддержке и поощрении.

        С другой стороны, этот цвет выражает внутреннее беспокойство, которое может означать как ощущение опасности, так и шанс творческого открытия. С этим цветом связывают религиозную самоотверженность, святость и смирение, покорность и покаяние. В тоже время фиолетовый цвет выражает тревогу, волнение и страдание, горе и скорбь, печаль и отречение, покорность и меланхолию.

      Фиолетовый обычно предпочитают подростки, эмоционально незрелые личности, беременные женщины (в этот период становятся эмоционально и физиологически неустойчивыми). Также, лица с гомосексуальными наклонностями склонны выбирать фиолетовый цвет (возможно из-за неустойчивости, проявляющейся в своеобразной сексуальной ориентации).

 

«Сине-зеленые дети»

         На языке цвета «сине-зеленый» означает воду, лед, холод, глубину, гордость, престиж, тщеславие. Данный цвет - индикатор состояния нервной системы. У того, кому он нравится, нервы перенапряжены. Такое нервное напряжение определяется характером человека, или может быть вызвано ситуацией, когда человек боится ошибиться, лишиться достигнутых успехов, вызвать в свой адрес критику. Не случайно «сине-зелеными» являются все чиновники и администраторы. Поэтому очень важно уберечь «сине-зеленых» от излишней регламентации. Необходимо предоставить ребенку больше свободы, поощрять инициативу, заменять наказание на поощрение, возможно, снизить требования (например, не требовать учиться только на пятерки). «Сине-зеленые» обычно очень серьезные и настойчивые, у них строгие требования к себе и окружающим, им можно поручить важное дело. Им свойственна точность, логичность, аккуратность, возможна педантичность.

 

«Зеленые дети»

       «Зеленый ребенок» считает себя заброшенным и очень нуждается в материнской любви. Чтобы он не вырос в «зеленую» личность (консервативную, боящуюся перемен, которые у нее ассоциируются с потерями), требуется особое творческое воспитание, развитие открытости, интереса. Такому ребенку необходимо чувство защищенности, надежности. Такие дети не гибкие, упорные и настойчивые.

        Предпочтение зеленого цвета означает: самоуважение, твердость, устойчивость, естественность и правдивость по отношению к самому себе. Благородство характера, справедливость, силу воли, постоянство. Возможно: самопреувеличение, сомнение в себе, низкий уровень притязаний и пассивное отношение к собственному социальному положению.

      Для «зеленых детей» характерна скурпулезная точность, критический анализ, логическая последовательность, потребность производить впечатление, сохранять свою позицию. Отвержение зеленого цвета показывает невозможность реализации этих потребностей, желание освободиться от мешающих ограничений, перенапряжение нервной системы, страдание от гнета или суровой ситуации.

 

«Оранжевые дети»

       Оранжевый цвет характеризует зрелость личности и силу механизмов «Я». Эти дети легко возбудимы, так же, как «красные» и «желтые», но это возбуждение не имеет выхода. Такие дети веселятся, шалят, кричат без всякой причины. Оранжевый цвет опасен, когда его слишком много: если к оранжевому солнцу добавляется оранжевое небо, да еще оранжевая мама - этот цвет становится визгливым, неприятным, он раздражает и опустошает.

           Предпочтение оранжевого цвета означает: активность, позитивное самоощущение, желание перемен, открытость. Это цвет радости, удовольствия, стремления к достижению и самоутверждению, энергии и силы.

       Оранжевый цвет оказывает благотворное влияние на человека, снимая напряжение при конфликтах.

        Отвержение оранжевого цвета: переизбыток энергии, желание уединения, тишины, спокойствия, стремление к бездействию.

 

«Коричневые дети»

         Коричневый цвет воплощает в себе мир внутренних ощущений. Приземленный, уютный и даже приятный в небольших дозах коричневый цвет у «коричневых детей» становится способом создавать свой мир, надежный и закрытый, маленький мир, который будет создавать чувство безопасности. Обратная сторона предпочтения коричневого цвета: слабое здоровье, семейные неурядицы, участие в драматических событиях, и, наконец, умственная неполноценность.

      Отвержение коричневого цвета символизирует отрицание потребности в расслаблении и физиологической удовлетворенности или подавление физиологических потребностей.

           В цветотерапии коричневый цвет применим тогда, когда нужно ощутить почву под ногами.

     Это цвет надежности, прочности, практичности и здравого смысла. Он помогает не тратить время и силы зря в процессе достижения поставленной цели. Если вы зависите от чужого мнения и вам это мешает, воспользуйтесь коричневым цветом. Коричневый цвет также ассоциируется с ностальгией и меланхолией.

 

«Черные дети»

           Черный цвет - это смешение всех цветов. Черный цвет, как цвет угрозы, совершенно противопоказан детям. Дети редко предпочитают его, но если ребенок предпочитает всем цветам черный - это свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психике и о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Чем предпочтительнее цвет, тем сильней угроза, тем драматичнее состояние ребенка.

         Выбор черного цвета часто соответствует реакции протеста, фрустрации, периоду ухода в бездействие и накопление сил. Черному цвету соответствует ощущение тревоги, снижение количества эмоциональных контактов. Человек, выбравший этот цвет, готов действовать опрометчиво и безрассудно.

 

«Белые дети»

        Белый - это цвет покоя, безмятежности, чистоты. Такие дети часто выглядят немного отрешенными и как-бы не от мира сего, они сосредоточены на чем-то важном и чаще всего - на себе самом. «Переизбыток» белого цвета может привести к ощущению собственного превосходства, либо к ощущению собственной неполноценности. У детей выбравших этот цвет может проявиться перфекционизм.

           Белый цвет «очищает» и его предпочтение может быть компенсацией, как желание очистится от чего-либо.

 

«Серые дети»

          Иную психологическую картину дает серый цвет, который также противопоказан детям, поскольку он означает рутину, беспросветность, отторжение, бедность. Чаще всего «серые дети» очень тихие, несмелые, замкнутые. «Серая» ситуация возникает, когда ребенка отгородили или он сам отгородился от других детей. Если ребенок не может определить, нравится ему серый цвет или нет - это первый признак усталости. Если ребенок выбрал серый цвет, то к нему следует повнимательней присмотреться - у него может быть депрессия.

      Серый цвет - разделяющий, отгораживающий, освобождающий от обязательств, стремящийся к бездействию, укрывающий от внешних причин и воздействия.

           Отвержение серого означает причастность, участие, принятие на себя ответственности.

 

«Пастельные цвета»

           Это типичные инфантильные тона, и если их предпочитает взрослый, значит он сохранил в себе «ребенка» и связанные с этим черты характера.

          Это цвета спокойствия, и зависимости. Такие дети нуждаются в опеке и часто ведут себя как-будто они младше, чем есть на самом деле. Они тихие, скромные и чувствительные (вплоть до тревожности, в зависимости от ситуации и склада характера).

 

«Голубой цвет»

     Голубой цвет говорит о свободе, беззаботности, склонности к перемене обстановки. Обычно его предпочитают мальчики. Часто из таких мальчиков вырастают моряки или летчики. Такие дети - фантазеры, склонны строить «замки из песка» и идти за «голубой мечтой».

          Этот цвет связан с интеллектом и умением умиротворять с помощью слов. Выбирающие этот цвет обычно честные и искренние люди.

         Голубой выражает потребность в единении, помогает преодолеть застенчивость, страх говорить.

 

 «Розовый цвет»

         Розовый цвет обычно предпочитают девочки. «Розовый ребенок» обычно нежный, слабый, робкий. Такой ребенок очень зависим от окружающих, нуждается в постоянной поддержке. Это цвет женственности, романтичности, доброты, легкомыслия и чрезмерной чувствительности.

        Когда розовый цвет предпочитает мальчик, он как личность проявляется сильнее. Ведь, как известно, только принявший свою женскую сторону мальчик сможет по-настоящему проявить свою мужскую часть.

 

«Лиловый цвет»

         Лиловый цвет также обычно предпочитают девочки. Он говорит о таких чертах характера как слабость, нежность, чувство одиночества, беззащитность. «Лиловый» ребенок часто погружен в свой собственный мир, как правило, очень артистичен. Такие дети очень нежные, чувствительные, эмоциональные, робкие. Часто погружены в собственный внутренний мир, так как ощущают себя беззащитными перед окружающим миром.

         Задумайтесь, какой цвет Вам нравится? А после этого присмотритесь к своему ребенку и задумайтесь о его цветовых предпочтениях. Это даст Вам возможность приоткрыть дверцу во внутренний мир и чувства Вашего ребенка.

 

 

Список литературы:

1. Обухов Я.Л. «Символдрама. Введение в основную ступень». - Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2005, 120 с.

2. Собчик Л.Н. МЦВ - метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. - СПб., Изд-во «Речь», 2001 - 112 стр.

3. http://www.colorzone.ru

4. http://ejevichka.holm.ru/psicho_cvet.htm

5.http://hochu.ua/cat-child/psychology-and-development/article-1418-psihologiya-tsveta-kakimi-tsvetami-risuet-vash-rebenok/

 

Наш блог

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01
02
03

Популярные теги

Lalio Логопед Харьков Логопеды Логопеды Харьков Помощь логопеда Психолог Харьков Речь ребенка детский психолог занятия с логопедом занятия с логопедом Харьков консультация врача - логопеда консультация врача - логопеда в Харькове консультация детского психолога консультация детского психолога Харьков консультация логопеда консультация психолога Харьков консультация семейного психолога консультация семейного психолога Харьков лалио лалио Харьков логопед логопед для взрослых логопедические занятия Харьков логопедический сайт развитие ребенка развитие речи развитие речи ребенка речевое развитие семейный психолог формирование речи

Наш адрес

г. Харьков
пр. Гагарина, 4, 1 этаж
Центр развития и коррекции речи
Ирины Коваль
"Lalio"

Запись на первичный приём:
тел. (057) 756-60-49
тел. (097) 294-09-58

Подробнее →