Коррекция речи, логопед, развитие речи, психолог в г. Харьков: центр развития и коррекции речи Ирины Коваль "Lalio"
Главная  //  Родителям о детях  //  Готов ли ребенок к школе?  //  Учимся выполнять домашние задания

Учимся выполнять домашние задания

           Далеко позади осталось начало учебного года и даже крохи-первоклассники в большинстве своем уже успели адаптироваться к школьной жизни и приступили к освоению нового для себя вида деятельности - учебной.

           Мы, родители, отдаем ребенка в школу учится. А понимаем ли мы сами, что это значит? Что это за деятельность такая - учебная?

           Дело в том, что для дошкольника деятельностью, определяющей весь ход его развития является игровая деятельность. В младшем школьном возрасте игровые мотивы постепенно ослабевают и ведущей становится учебная деятельность, а это значит, что именно от нее зависят изменения личности ребенка, происходящие в этом возрастном периоде (эмоционально - потребностной сферы, самосознания) и именно в ней формируются основные психические функции (восприятие, внимание, память, мышление).

           Учебная деятельность имеет сложную структуру и развивается на протяжении всех лет школьной жизни, однако, основы закладываются в начальной школе. Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности (по Д.Б.Эльконину), а это: мотивация, учебная задача, учебные операции, контроль и оценка. Нас, как родителей, в первую очередь будет интересовать на какие из звеньев и каким образом мы можем повлиять и помочь нашему ребенку.

             Итак, основные звенья учебной деятельности - учебная задача и учебные операции. То есть это система заданий и конкретные операции, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия, которые усваиваются как образец и переносятся на другие задачи данного класса.

            На эти компоненты родители могут повлиять только при выборе системы обучения (традиционная, развивающее обучение по Эльконину - Давыдову; Л.В. Занкову и т.д.).  Осуществив выбор, остается только следовать той системе, в рамках которой обучается ребенок. Главное - не мешать. Поэтому очень замечательно, когда родители имеют хотя бы поверхностное представление об основных принципах освоения учебных задач и способах действий, чтобы быть в состоянии оказать реальную помощь при выполнении домашних заданий.

Рассмотрим вопрос, связанный с выполнением домашних заданий подробнее. Необходима ли помощь, если да, то какая и как долго?

             Очень распространены две принципиальные ошибки: роль ребенка сводиться к неосознаваемому бездумному выполнению инструкций со стороны взрослого или же ребенку предоставляется слишком большая свобода действий при объективной неготовности правильно организовать и выполнить необходимую работу. Самое оптимальное время формировать навык выполнения домашнего задания - это подготовка в школу (старт - школа, группы подготовки и т.п.). Главное, что заданий немного, они как правило, даются в игровой форме и соответственно выполнять их можно «играючись». Но даже если мы будем учиться делать уроки в 1 классе (или позже) принципы останутся неизменными.

             Освоение нового вида деятельности проходит следующий путь: «вместе со взрослым - под контролем взрослого - сам». Руководствуясь этим принципом нам удастся  максимально эффективно обучить ребенка выполнять домашнее задания самостоятельно.

            Итак, первый этап «вместе со взрослыми»: разобрали портфель, достали дневник, разобрались, что задано. Если Ваш ребенок еще не читает, то взрослый озвучивает, что необходимо сделать, а ребенок (если необходимо, то с Вашей помощью) выбирает необходимые средства для выполнения задания (тетрадь, книга и т.д.). То есть задача родителя сделать ребенка активным участником этого процесса, а не пассивным исполнителем, ведь только так со временем сформируется произвольность и ребенок сможет выполнять домашние задания самостоятельно.

          При выполнении конкретных операций в ходе решения учебной задачи ребенку желательно предоставить максимальную свободу. Во-первых, потому что он действительно может лучше знать, что и как делать; а во-вторых , очень желательно поддерживать в ребенке ощущение значимости его статуса школьника, ученика (т.е. теперь и он может в чем-то не хуже разбираться, чем взрослые). Вот на этом этапе Вам очень может пригодиться понимание чему, а главное, каким образом учат Вашего ребенка в школе.

            В любом случае руководствоваться необходимо следующими правилами: если ребенок не просит помощи, то очень желательно не вмешиваться, даже если Вы уверены, что делает не правильно. Возможно, в процессе он сам обнаружит ошибку, и это станет его маленькой личной победой. Вмешиваясь же и исправляя ошибку, вместо ребенка Вы, экономя время, вероятно, лишаете его чего-то большего: личного опыта.

           Итак, выполнили одно домашнее задание, взялись за другое  по тому же принципу.  Старайтесь оставлять ребенку выполнение таких простых (и возможно для Вас незначимых) операций, как закрыть одни тетради-книжки, взять другие. Это очень важно! Для Вас эта последовательность действий проста и очевидна, а для ребенка, поверьте, это очень непросто и очень важно - спланировать (сначала с вашей помощью), выполнить не отвлекаясь, переключиться на следующую операцию. Если эти «связки» при переходе от одного задания к другому будете выполнять Вы вместо ребенка, то это существенным образом замедлит и затруднит освоение этой деятельности.

           Выполнили все задания, собираем вместе портфель. Открываем дневник, озвучиваем расписание на следующий день, отбираем необходимые тетради-учебники, складываем (оговаривая что-куда: например тетради в папку, карандаши-ручки в пенал, книги в большое отделение портфеля и т.д.). Портфель должен быть собран сразу после окончания работы над домашним заданием (а не с утра в спешке, мамой, потому что опаздываем).

            То есть основная Ваша задача разбить весь  процесс выполнения домашнего задания на отдельные операции и распределить, какие операции выполняете Вы, а какие ребенок. Создать благоприятную эмоциональную атмосферу сотрудничества и предоставить максимально возможную самостоятельность (но не большую, чем ребенок может взять на данном этапе).

            Не торопясь, по мере освоения ребенком новых операций, передавать их ему. Раньше мы читали, что делать, а теперь он сам может - пусть читает. Раньше мы подробно объясняли суть задания и способ выполнения, теперь  он сам разбираеться - пусть делает. Таким образом со временем функция родителей будет заключаться только в контроле.  Сначала контроль и процесса и результата (чтобы не отвлекался и сделал все, что задали), потом - только результата (так как процесс ребенок будет осуществлять сам), а со временем и результат ребенок сможет контролировать самостоятельно. И тогда с гордостью можно будет сказать, что эта деятельность ребенком освоена!

             Пусть наградой Вам, дорогие родители, за Ваше старание и терпение будет мирное и быстрое выполнение домашнего задания и довольная улыбка Вашего маленького ученика.

 

 

Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

Наш блог

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
26
27
28
29
30
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
01
02
03
04
05
06

Популярные теги

Lalio Логопед Харьков Логопеды Логопеды Харьков Помощь логопеда Психолог Харьков Речь ребенка детский психолог занятия с логопедом занятия с логопедом Харьков консультация врача - логопеда консультация врача - логопеда в Харькове консультация детского психолога консультация детского психолога Харьков консультация логопеда консультация психолога Харьков консультация семейного психолога консультация семейного психолога Харьков лалио лалио Харьков логопед логопед для взрослых логопедические занятия Харьков логопедический сайт развитие ребенка развитие речи развитие речи ребенка речевое развитие семейный психолог формирование речи

Наш адрес

г. Харьков
пр. Гагарина, 4, 1 этаж
Центр развития и коррекции речи
Ирины Коваль
"Lalio"

Запись на первичный приём:
тел. (057) 756-60-49
тел. (097) 294-09-58

Подробнее →