Коррекция речи, логопед, развитие речи, психолог в г. Харьков: центр развития и коррекции речи Ирины Коваль "Lalio"
Главная  //  Родителям о детях  //  Слух ребенка  //  Учимся слушать и сышать

Учимся слушать и сышать

             Слух и слушание - это совершенно разные вещи. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности - исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности. Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы). Слуховой и речедвигательный анализаторы имеют большое значение для развития речи, становления второй сигнальной системы ребенка. Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов.
           У детей с нарушением слуха формирование слухового восприятия, различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. У детей наблюдается недостаток управления своим слухом: неумение прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру; вследствие общей патологической инертности нет интереса к неречевым звукам, дети слабо реагируют на звуки и не опираются на них в своей деятельности. Задача взрослых научить ребенка слушанию, то есть умению ориентироваться в мире звуков.
             Раннее начало коррекционных занятий позволяет развивать слуховое восприятие ребенка в тот период, когда происходит физиологическое созревание слухового анализатора. Миелинизация(1) зрительно-слуховых путей заканчивается к 2-3 годам.
            Развитие анализаторов, в том числе и слухового, возможно лишь при условии постоянного поступления информации из внешнего мира. Для того чтобы начал функционировать и развиваться слуховой анализатор при нарушенном слухе, необходимо интенсивное педагогическое воздействие.
Развитие слухового сосредоточения
            Развитие умения определять расположение источника звучания (барабана, гармошки, голоса), находящегося справа и слева, затем спереди и сзади, при постоянно увеличивающемся расстоянии. Каждая реакция ребенка на звук подкрепляется: повернув голову на звук, он видит яркую игрушку или мать, которая начинает с ним ласково разговаривать, берет на руки и т. д..
Дифференциация звучания игрушек
             Развитие умения дифференцировать звучания игрушек (барабана и гармошки). При этом источник звука находится постоянно с одной и той же стороны от ребенка (гармошка, например, всегда звучит справа, а барабан - слева). Таким же образом можно учить ребенка дифференцировать мужской и женский голоса. Младенца побуждают смотреть вправо в момент звучания гармошки и влево - в момент звучания барабана. В результате у ребенка вырабатывается условный сочетательный рефлекс на звук и его направление.
Развитие неречевого слуха
- быстрые и медленные звучания барабана и голоса, при этом взрослый двигается вместе с ребенком в темпе звучания, покачивает его на коленях, хлопает ладошками малыша и т. п.;
- низкое и высокое звучание голоса, которое соотносится с конкретной игрушкой. Например, мама, показывая малышу большую собаку, имитирует лай низким голосом, при этом выражение ее лица сердитое, брови нахмурены. При изображении маленькой собачки мамино лицо становится добрым, а голос высоким;
- плясовая и колыбельная песни, которые сопровождаются движениями взрослого с ребенком в такт мелодии.
Различение длительности, темпа, слитности и громкость звучаний

 Одновременно с дифференциацией звучащих игрушек ребенка учат различать и воспроизводить длительность, темп, слитность и громкость звучаний. Для этого организуются различные игры: машина (поезд, пароход) едет далеко (долго) и.близко (кратко) ; ребенок везет машину и произносит у _____ или у.у.;
- мишка (лягушка или др.) идет медленно и бежит; ребенок демонстрирует действие игрушкой и произносит: па_па_па_ или па-па-па-па;
- зайка (мишка, кукла) прыгает высоко; демонстрацию действия ребенок сопровождает громким произнесением звукосочетаний ПА-ПА-ПА; прыгает низко - тихое произнесение: па-па-па.
Восприятие на слух звукоподражаний
            Вначале взрослый демонстрирует образцы звукоподражаний. Для этого он берет лошадку, показывает, как она скачет, и на расстоянии 0,7-1 м или на ухо (если работа проводится без аппарата) произносит голосом разговорной громкости прр. Затем, предлагая ребенку показать, как скачет лошадка, повторяет звукоподражание. Затем это же проделывает с собачкой (ав-ав-ав).
Различение на слух звукоподражаний
            Работу по различению на слух звукоподражаний можно начинать так. У взрослого в непрозрачном мешочке (коробке) находятся 3-5 разных собачек и лошадок. Он достает одну игрушку, например собачку, подносит ее к своим губам так, чтобы игрушка их не закрывала, произносит ав-ав-ав, показывает, как собачка «лает», и ставит на стол. Затем достает другую игрушку, например лошадку, называет ее прр, демонстрирует, как она бежит, и ставит на другой конец стола. Доставая в разной последовательности следующих собачек и лошадок, взрослый называет их и учит малыша объединять собачек с собачками, а лошадок с лошадками. Затем он предлагает ребенку различать ав-ав-ав и прр слухо-зрительно (т. е. видя его губы и слушая). Взрослый в разной последовательности называет игрушки, а ребенок берет названную со стола и убирает в мешочек. Можно расставить по комнате несколько лошадок и собачек и говорить ребенку с естественным жестом: «Дай прр (ав-ав-ав)». Малыш должен принести взрослому названную игрушку. Когда он научится различать данные звукоподражания при слухо-зрительном восприятии, можно переходить к их различению на слух.
Замена звукоподражания полным словом
            Долгое время в речи ребенка могут сосуществовать два наименования одной игрушки: полное и звукоподражательное. Ребенок соотносит произнесенное взрослым полное слово с предметом, а сам называет его звукоподражательно.
            В слуховой словарь включаются двусловные фразы побудительного и повествовательного характера 
             Например, после того как ребенок вместе со взрослым поиграл с игрушками, его просят убрать их в мешочек или коробку. Так, при различении на слух пи-пи-пи и мяч перед ребенком находятся 3-4 разных мяча и 3-4 разные птички. Дается инструкция: «Положи сюда (слухо-зрительно, подкрепляя естественным жестом) мяч (на слух)». Название игрушек повторяется в разной последовательности. Таким образом, в течение занятия малыш воспринимает на слух каждое слово по 3-4 раза. Каждый раз, когда ребенок выбирает нужную игрушку, его просят ее назвать (как может). Постепенно малыша нужно научить сначала повторить за взрослым то, что услышал, а потом взять соответствующую игрушку. Нередко бывает, что ребенок, повторив звукоподрожание верно, берет затем не ту игрушку. В этом случае следует сказать малышу: «Нет, неверно, послушай, что я говорила»,- и повторить слово вновь на слух. Если и в этом случае ребенок ошибется, слово предъявляется слухо-зрительно, а затем опять на слух.
Выработка условно-двигательной реакции на звук
Эта работа предусматривает обучение ребенка умению реагировать на звучание неречевых сигналов и речи (слогосочетания, слова) определенным действием (например, собирать пирамиду). Прежде всего дети должны уметь по сигна лу выполнять то или иное действие (например, по поднятии флажка хлопать в ладоши, топать, нагружать машину кубиками и т.д.).
Дидактические игры
             Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит - корректировать недостатки слухового восприятия.
Приведем примеры игр и упражнений.

Определи, что слышится
            Цель: развитие умения прислушиваться и определять источник звука.
             Содержание: взрослый предлагает детям определить, что они слышат. Из-за ширмы доносятся различные звуки, например: звук льющейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой - тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол ключа; судейский свисток; звонок будильника; стук ложечки о стенки стакана; звон бокалов; хлопок в ладоши; стук деревянными или металлическими ложками друг о друга; постукивание костяшками пальцев по столу и др.
Шумящие коробочки
            Цель: развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости.
            Оборудование: набор коробочек, которые заполнены различными предметами (спичками, скрепками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).
             Содержание: взрослый предлагает ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.
Колокольчик
            Цель: определение направления звука в пространстве. Оборудование: колокольчик.
            Содержание: водящий стоит в кругу с закрытыми глазами. Один из детей звонит в колокольчик. Водящий должен отгадать, кто это сделал.
Тихо и громко
            Цель: различение музыки по громкости; соотнесение действий с силой звучания.
             Содержание: дети встают в круг. Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка. Под тихую музыку дети ходят на цыпочках, под громкую - топают ногами.
Варианты:
предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки;
использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький - тихо;
на громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне;
на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую - узкие и более бледные;
кружком одного цвета обозначать громкую музыку, другого - тихую.
Какой музыкальный инструмент звучит?
            Цель: различение звучания музыкальных инструментов.
             Оборудование: магнитофон, аудиозапись звучания детских музыкальных инструментов; набор картинок с изображением детских музыкальных инструментов (для каждого участника).
            Содержание: дети садятся за стол. Перед каждым участником - набор картинок с изображением детских музыкальных инструментов. Детям предлагается прослушать аудиозапись звучания одного из них, а затем показать нужную картинку.
Двигаемся под музыку
            Цель: различение звучания музыкальных инструментов; соотнесение движений с характером звучания.
             Оборудование: барабан, гармошка, бубен.
             Содержание: детям предлагается слушать звучание различных инструментов и выполнять задание: под барабан маршировать, под гармошку - танцевать, под бубен - бежать и т.д.
Ударь в бубен
            Цель: развитие чувства ритма.
            Оборудование: бубен, набор карточек с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками.
            Содержание: на столе находится набор карточек и бубен. Каждому ребенку предлагается взять карточку и отбить бубном ритм, показанный с помощью полосок (длинные полоски - медленные удары, короткие - быстрые).
             Движения под музыку способствуют развитию слухо-моторных координации, помогают ребенку воспринять ритм музыкального произведения, что в конечном итоге способствует ритмизации обычной речи, делая ее более выразительной.
             Организация движений с помощью ритма развивает у детей внимание, память и внутреннюю собранность.
             Хочется еще раз подчеркнуть, что работу по развитию слухового восприятия необходимо начинать в младенческом и раннем возрасте. Для малышей, с нарушением слуха, самыми главными учителями являетесь вы, родители. Вы находитесь с ребенком целый день. Учите ребенка реагировать на разнообразные бытовые шумы: стук в дверь, шум от работы бытовой техники (пылесос, миксер, дрель и т. д.), удар упавшего предмета, шум и сигналы транспорта, удары мяча о землю, пол, стену, скрип качелей, лай собаки и т. д. Эта работа не требует специальных занятий, она проводится в течение всего дня. Главное - быть внимательным, наблюдать за реакциями ребенка. В индивидуальном слуховом аппарате (и даже без него) он будет слышать многие звуки. Услышав, ребенок замирает, моргает, значительно реже пытается найти источник звука. Задача взрослого - постоянно показывать малышу, что звучит. Включен пылесос - ребенок реагирует на звук, но не понимает, что это. Взрослый подводит его к пылесосу, включает и выключает его. Если что-то упало, нужно показать это ребенку, сказав бах. На улице громко залаяла собака - показать ее, «полаять». Постепенно ребенок начнет прислушиваться к тем звукам, которые его окружают, радуясь знакомым и проявляя любопытство к новым. Удачи Вам и Вашим малышам во всех начинаниях!


МИЕЛИНИЗАЦИЯ, процесс обложения миелином нервного волокна в период развития организма . М. начинается у. зародыша на 5-м месяце внутриутробной жизни; отделы мозга миелинизируются не одновременно, а в известном закономерном порядке. Миелинизация слуховых и зрительных путей заканчивается примерно к 2 годам.


Статья подготовлена по материалам книги Шматко Н.Д., Пылымская Т.В Если малыш не слышит. -- М.: Просвещение, 1995

Наш блог

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01
02
03

Популярные теги

Lalio Логопед Харьков Логопеды Логопеды Харьков Помощь логопеда Психолог Харьков Речь ребенка детский психолог занятия с логопедом занятия с логопедом Харьков консультация врача - логопеда консультация врача - логопеда в Харькове консультация детского психолога консультация детского психолога Харьков консультация логопеда консультация психолога Харьков консультация семейного психолога консультация семейного психолога Харьков лалио лалио Харьков логопед логопед для взрослых логопедические занятия Харьков логопедический сайт развитие ребенка развитие речи развитие речи ребенка речевое развитие семейный психолог формирование речи

Наш адрес

г. Харьков
пр. Гагарина, 4, 1 этаж
Центр развития и коррекции речи
Ирины Коваль
"Lalio"

Запись на первичный приём:
тел. (057) 756-60-49
тел. (097) 294-09-58

Подробнее →