Коррекция речи, логопед, развитие речи, психолог в г. Харьков: центр развития и коррекции речи Ирины Коваль "Lalio"
Главная  //  Родителям о детях  //  Слух ребенка  //  Уровни снижения слуха

Уровни снижения слуха

Выделяют четыре уровня состояния слуха:

1. Слух в пределах возрастной нормы: ребенок реагирует на весь набор неречевых звучаний (шарманка, погремушка, дудка, гармошка, барабан), голос разговорной громкости на расстоянии 3— 5 м. Реакции на тональный сигнал отмечаются во всем диапазоне исследуемых частот при интенсивности 50 – 80 дБ. Дети старше трехмесячного возраста способны локализовать источник звука в пространстве справа, слева, сзади.
2. Тугоухость: ребенок также реагирует на все предъявляемые стимулы, но расстояние, с которого отмечаются реакции, нестабильно, у одного и того же ребенка оно изменяется в пределах 0,5— 5м. При этом на максимальном расстоянии воспринимаются, как правило, звучания с наиболее выраженными низкими частотами (барабан). Дети способны локализовать источник звука, когда стимул предъявляется с расстояния не менее 1м. Незначительная часть тугоухих детей реагирует на голос разговорной или повышенной громкости с расстояния 0,3— 1,5 м. Тональный сигнал воспринимается в диапазоне до 4,0— 6,0 кГц при интенсивности 55— 100 дБ; направление этих сигналов не определяется.
3. Значительная тугоухость: ребенок воспринимает ограниченный набор неречевых звучаний (барабан, гармошка, дудка). Расстояние, с которого ребенок реагирует на разные звучания нестабильно и колеблется от 0,1— 0,3 м при восприятии высокочастотных стимулов до 2-5 м при восприятии средне- и низкочастотных. Ребенок способен локализовать те звуки, которые ощущаются им на расстоянии не менее 1м. Большинство детей не реагируют на голос разговорной и повышенной громкости. Тональный сигнал воспринимается в ограниченном диапазоне частот (до 2,0 кГц) при интенсивности 60— 100 дБ и не локализуется.
4. Глухота: ребенок реагирует на очень ограниченный набор звучаний (в основном, на барабан). Расстояние до источника звука может быть и большим до 2,5 -5 метров. Звучание голоса глухие дети не воспринимают. На тональный сигнал реагируют лишь в диапазоне 0,5— 1,0 кГц при интенсивности 70— 100 дБ. Локализовать источник звука дети не в состоянии.
В практической работе нередко встречаются дети, у которых реакции на ту или иную группу стимулов не согласуются между собой. Это объясняется возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, его соматическим состоянием, спецификой внимания. Многие дети бывают настолько поглощены новой об-становкой и игрушками, что не отвечают даже на воздушную струю и прикосновения.
Однако, несмотря на значительные достижения в области ранней диагностики нарушенной слуховой функции, большинство детей лишь в конце раннего возраста (к двум-трем годам, а иногда и позже) начинают получать целенаправленную коррекционную медико-педагогическую помощь в учреждениях здравоохранения и образования.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ СЛУХА У ДЕТЕЙ.

Глухие дети.

Ранняя глухота резко ограничивает возможность ребенка к овладению речью. Т.к. потребность в общении не может быть реализована через речь, глухой ребенок ищет другие способы и средства общения с помощью предметов, действий. Он оперирует наглядными образами, способен рисовать, лепить, создавать по образцу модель из конструктора (что в первую очередь отличает его от умственно отсталого ребенка).
Глухой малыш, как правило, обращается к вынужденной форме общения – мимике и жестам. Жестовая речь основана на системе жестов, каждый из которых имеет свое значение и может применяться в узком кругу людей, владеющих системой её знаков.
Слабослышащие дети.
При врожденной тугоухости, своевременно не диагностированной, к концу 1 года жизни ребенка снижается интенсивность уже возникших предречевых действий (гуление, лепет). Такой ребенок почти не усваивает речевые навыки и переходит на язык жестов.
Возникновение тугоухости в доречевой период вызывает значительное речевое недоразвитие, после сформирования речи – не ограничивает ее развития, но проявляется в характерных особенностях:
1) бедность словарного запаса сочетается с неправильным усвоением и употреблением новых понятий (ребенок легко смешивает предметы и действия, близкие по звучанию слова: пила-пилит, бутылка – булка, гребенка – ребенок и т.д.);
2) искажение слов (от смешивания звуков: звонких с глухими (собака – “сапака”), твердых с мягкими (дядя – “дада”) до грубого искажения, когда от слов остаются только контуры (умываться – “муванти” и др.);
3) недоговаривание слов;
4) нарушение грамматического строя речи (пропускают члены предложения, чаще предлоги, неправильно изменяют слова);
5) смазанность артикуляции и невыразительность дикции.
Позднооглохшие дети.
Без специального воспитания и обучения дети, потерявшие слух в возрасте 3-5 лет, к поступлению в школу оказываются почти без речи, сохранив лишь небольшой, искаженно произносимый запас слов. Глухота, возникшая на более позднем этапе, особенно при уже сформированных навыках письма и чтения, не нарушает словарный запас, но вызывает характерные затруднения произношения (нарушения модуляции голоса, неточная артикуляция звуков, слабая звучность, невнятность, ошибки в словесном ударении и окончании слов).
 У слабослышащих и даже глухих детей, не имеющих дополнительных отклонений в развитии, при целенаправленной коррекционной работе, начатой с первых месяцев жизни, можно максимально сблизить не только уровень общего, но и речевого развития с возрастной нормой.
Специалисты различают кондуктивные и сенсоневральные нарушения слуха.
При кондуктивных нарушениях внутреннее ухо человека функционирует нормально. В данном случае проблема возникает во внешнем или в среднем ухе, чаще всего носит временный характер и излечима. Это, например, воспаление среднего уха (отит), образование серных пробок, аномальное строение наружного и среднего уха (отсутствие или недоразвитие ушных раковин, заращение слуховых проходов, дефекты барабанной перепонки и др.), инородные тела в ухе и др.
Сенсоневральные нарушения слуха связаны с поражением внутреннего уха. К сожалению, данный тип нарушений носит необратимый характер, при которых современная медицина восстановить нормальный слух не в силах. В настоящее время проводится лишь поддерживающая терапия, определенные профилактические мероприятия, слухопротезирование (подбор индивидуальных слуховых аппаратов) и длительная систематическая педагогическая коррекция.


ПРИЧИНЫ стойких необратимых нарушений слуха:

• наследственные заболевания, сопровождающиеся поражением слухового анализатора,
• вирусно-инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус), токсикозы беременности, особенно в случае их возникновения в первые 3 мес. беременности,
• применение лекарственных препаратов с ототаксическим действием (антибиотиков стрептомицина, канамицина, гентамицина и др., фуросимида, хинина), назначаемых матери во время беременности или ребенку в раннем возрасте,
• родовая травма, асфиксия новорожденного,
• недоношенность (роды ранее 32-й нед. беременности) и/или вес при рождении 1500 г,
• детские вирусные и инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, скарлатина, тяжелые формы паротита, кори, осложнения гриппа),
• острые и хронические воспалительные процессы слухового аппарата ребенка,
• черепно-мозговые травмы ребенка.
Кроме того, примерно в 30% случаев причину нарушения слуха установить не удается.
Поэтому, если в анамнезе мамы и ребенка имеются какие-либо из перечисленных возможных причин нарушений слуха, и особенно – если в семье были или есть случаи тугоухости, родителям стоит самим проявить инициативу и как можно раньше обратиться к специалистам для проведения полного обследования слуха ребенка.
На специальных занятиях по развитию речи работа ведется в следующих направлениях.
1. Развитие языковой способности детей: сенсорной основы восприятия словесной речи (зрительного, слухо-зрительного, тактильно-вибрационного); подражания предметным и речевым действиям взрослого; умения применять в общении любые усвоенные речевые действия и средства; умения соотносить устное, письменное  слово с обозначаемым содержанием. 
2. Формирование разных видов речевой деятельности (говорения, чтения, письма, слухо-зрительного восприятия, дактилирования, слушания) в соответствии с задачами речевой коммуникации.
3. Отработка содержания ключевых тем и речевого материала, сгруппированного по данным темам и предъявленного в различных условиях практической деятельности и ситуациях общения.
4. Специальные языковые наблюдения в целях овладения значениями усвоенных слов, отработки звуко-буквенной структуры или грамматической формы слов в структуре целых предложения (четыре типа логической фразы: вопрос, побуждение, сообщение, отрицание).

Наш блог

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01
02
03

Популярные теги

Lalio Логопед Харьков Логопеды Логопеды Харьков Помощь логопеда Психолог Харьков Речь ребенка детский психолог занятия с логопедом занятия с логопедом Харьков консультация врача - логопеда консультация врача - логопеда в Харькове консультация детского психолога консультация детского психолога Харьков консультация логопеда консультация психолога Харьков консультация семейного психолога консультация семейного психолога Харьков лалио лалио Харьков логопед логопед для взрослых логопедические занятия Харьков логопедический сайт развитие ребенка развитие речи развитие речи ребенка речевое развитие семейный психолог формирование речи

Наш адрес

г. Харьков
пр. Гагарина, 4, 1 этаж
Центр развития и коррекции речи
Ирины Коваль
"Lalio"

Запись на первичный приём:
тел. (057) 756-60-49
тел. (097) 294-09-58

Подробнее →