Коррекция речи, логопед, развитие речи, психолог в г. Харьков: центр развития и коррекции речи Ирины Коваль "Lalio"
Главная  //  Родителям о детях  //  Тифлопедагог

Тифлопедагог

Дети с нарушением зрения

Дети с нарушением зрения

Чтобы понять, какие дети относятся к этой категории детей, нужно знать, что не любое отклонение от нормы в анатомии или функциях зрительной системы следует определять, как зрительное нарушение. 
Международная классификация нарушений зрения основана на оценке двух зрительных сенсорных функций: остроты зрения и поля зрения.
 
ЗРИТЕЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ - это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и/или поле зрения менее 15 угл. град. Определяя, что такое зрительное нарушение, мы одновременно определяем и круг лиц, нуждающихся в специальном образовании.
Зрительные нарушения вызывают у детей значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужают общественные контакты, ограничивают их ориентировку, возможность заниматься многими видами деятельности.

Причины нарушений зрения.

Врожденные:


  • вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп,менингит, токсоплазмоз, и др.),
  • нарушениями обмена веществ матери во время беременности;
  • наследственная передача некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.); 
  • иногда обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями (такие
    нарушения проявляются не сразу).

Приобретенные:


  • внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка;
  • в связи с повышением внутриглазного давления;
  • на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка; 
  • недоношенные дети с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.
  • Причиной атрофии зрительного нерва могут быть как наследственные, так и
    приобретенные аномалии. Иногда факторов, обуславливающих снижение зрения,
    может быть несколько.

Методы ранней диагностики.

Очень важна ранняя диагностика детей группы риска.

Существуют определенные тесты для проведения проверки зрения ребенка.

1 тест - проверка на возможность прослеживания глазами за светящимся предметом (фонариком) или  яркой игрушкой на расстоянии 10 - 15 см в любом направлении. 
Проводится в 4 - 4,5 мес.

2 тест - для проверки остроты зрения. Предлагается выложить на светлый стол хлебные крошки диаметром 3, 1,5 и 0,5 мм. Ребенок в 6 мес. может увидеть крошки диаметром 0,5 мм. 

3 тест - на выверение остроты зрения для обоих глаз.  Для проведения этого обследования ребенка нужно посадить на колени маме, а напротив них садится ассистент с яркой и интересной игрушкой в руках. Логопед из-за спины ребенка закрывает рукой вначале его правый, затем левый глаз. При попытке рассмотреть игрушку ребенок с нормальным зрением пытается убрать руку или наклонить голову. 

Классификация зрительных нарушений.

Различают следующие типы детей с нарушением зрения:

1. слепые дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04),
 
2. слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2), 

3. дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3)

Особенности проявления нарушений зрения у детей.

Т.к. при врожденной или ранней слепоте ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений, у некоторых из них задерживается освоение пространства и предметной деятельности. Их представления и знания о предметах реального мира скудны и схематичны.
Речь часто формируется с задержкой. Вместе с тем, сформировавшаяся речь нередко бывает более богатой по лексике, чем у зрячих. Отмечается склонность этих детей к рассуждательству, но слова часто не выражают конкретного их значения или используются неадекватно. Отвлеченные понятия у слепых детей часто усваиваются легче, чем конкретные. Для них характерен высокий уровень развития вербальной (словесной) памяти. Мышление этих детей вязкое, обстоятельное, они склонны к детализации.
Слепота тормозит двигательную активность ребенка.
Формирование навыков самообслуживания замедленно, и они часто не полностью сформированы даже к периоду школьного обучения.

Основные этапы медико-педагогической коррекционной работы.

1. Лечебные мероприятия:


  • медикаментозное лечение;
  • лазеротерапия; 
  • лечение на специальных аппаратах, тренажерах, выполнение упражнений для развития зрения; 
  • лечебная физкультура.

2. Сенсорное воспитание:

  • развитие зрительного восприятия и формирования предметных представлений, 
  • развитие слухового восприятия и внимания, 
  • развитие осязания.

3. Развитие  речи. 

4. Формирование различных видов деятельности:

  • предметной и игровой,  мыслительной деятельности (укрепление взаимосвязи между действием, словом и образом, формирование элементов логического мышления),
  • продуктивной (лепка, конструирование, ручной труд), 
  • элементов трудовой деятельности. 

5. Физическое воспитание:

  • различные физические упражнения на развитие основных движений, физических качеств (быстроты, точности, равновесия), координации движений; 
  • занятия по умению ориентироваться в пространстве, преодоления скованности, неуверенности, боязни пространства, возникающих на фоне зрительной патологии;
  • спортивные и подвижные игры.

6. Эстетическое развитие:

  • музыкальное воспитание и ритмика,
  • ознакомление с художественной литературой, 
  • театрализованная деятельность.

7. Социальная адаптация:

  • формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками,
  • формирование представлений о самом себе,
  • формирование навыков самообслуживания.

 

 

Наш блог

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01
02
03

Популярные теги

Lalio Логопед Харьков Логопеды Логопеды Харьков Помощь логопеда Психолог Харьков Речь ребенка детский психолог занятия с логопедом занятия с логопедом Харьков консультация врача - логопеда консультация врача - логопеда в Харькове консультация детского психолога консультация детского психолога Харьков консультация логопеда консультация психолога Харьков консультация семейного психолога консультация семейного психолога Харьков лалио лалио Харьков логопед логопед для взрослых логопедические занятия Харьков логопедический сайт развитие ребенка развитие речи развитие речи ребенка речевое развитие семейный психолог формирование речи

Наш адрес

г. Харьков
пр. Гагарина, 4, 1 этаж
Центр развития и коррекции речи
Ирины Коваль
"Lalio"

Запись на первичный приём:
тел. (057) 756-60-49
тел. (097) 294-09-58

Подробнее →