Коррекция речи, логопед, развитие речи, психолог в г. Харьков: центр развития и коррекции речи Ирины Коваль "Lalio"
Главная  //  Родителям о детях  //  Родительские отношения глазами детей  //  Ребенок-подросток. Что должны знать родители.

Ребенок-подросток. Что должны знать родители.

 Подростковый возраст - такой многозначный, пугающий часто взрослых, период. Уже в самом названии столько эмоционально-окрашенного подтекста, обозначающего как непросто справляться с взрослеющим ребенком. Вот лишь некоторые определения: «трудный период», «переходной возраст», «критический», «переломный» период. Его с опасением и долей тревоги ждут родители, на него ссылаются педагоги, когда не получается найти общий язык со старшеклассником. Еще до недавнего времени ребенок был в семье помощником, послушным, отзывчивым к просьбам, успешным в учебе, и вдруг стал меняться - появились секреты, стал неопрятен, замкнут, вспыльчив, раним, иногда черствый к проблемам семьи, забросил школу, предпочитает «свою» одежду, и т.д. Трудный этот период и для самого подростка. Поэтому так хочется, чтобы в этот период родители больше понимали своего взрослеющего ребенка. Развитие подростка - это начало поиска своего уникального «Я» в нашем часто запутанном, противоречивом мире. Сколько уроков, сколько встреч переживает человек, прежде чем понять и найти себя. Путь, который начинается в подростковом периоде и длится всю жизнь. Это путь индивидуализации.

              Границы этого периода довольно условны, так как уровни биологического и психологического созревания совпадают лишь отчасти. И все же в период с 11-12 и до 18 лет психика ребенка «вызревает», прежде чем наступит период достаточной устойчивости и равновесия. Физическое развитие - это один из самых заметных  признаков созревания. Максимальная интенсивность увеличения длины и массы тела у девочек приходится на 11-12 лет, а у мальчиков на 13-14 лет. К 15 годам большинство девочек выглядят физически вполне созревшими. Чем раньше развитие начнется, тем более бурно оно протекает, тем короче будет его период и раннее окончание.

            Этап физического развития сопряжен часто с переживанием «превращения» своего физического тела. Все новые физические ощущения тревожат и заставляют сторониться подростка, избегать того, что, как ему кажется, может повлиять на его внешность и связанные с этим телесные ощущения. Оценка признаков маскулинности для мальчиков и феминности для девочек начинает приобретать первостепенное значение. Мальчики в это время часто противятся стрижке, девочки начинают бурно экспериментировать с одеждой и косметикой. Поэтому задача внимательных родителей - помочь найти компромисс в восприятии подростком образа себя и внешним атрибутом. Пусть дочь считает, что у нее длинный (короткий) нос, постарайтесь вместе подобрать нужную прическу, скрадывающую этот «недостаток». Почитайте вместе журналы о моде, стиле одежды, это сделает вас товарищем и помощником своему взрослеющему ребенку. Сколь бы ни была нелепа на взгляд взрослых подростковая мода, надо помнить, что за ней стоит. С ней подросток может чувствовать себя как все, не выделяться среди других.

             Центральным вопросом в сознании подростка является вопрос: «Какой Я?», формируется самосознание. В компаниях однополых сверстников идут обсуждения, сравнения себя с другими, в ходе которого каждый хочет быть «лучше» и боится оказаться «хуже» других. Подросток становится зависим от мнения сверстников, от их оценки, что формирует и его самооценку. Именно в силу «проблемности» принятия и восприятия себя подростки так бурно реагируют на замечания протестом. Поэтому, отвергая вмешательство взрослых, подросток одновременно нуждается в их помощи.

               Особое значение для подростка обретает развитие вторичных половых признаков. Подросток ни сколько радуется появлению новых внешних признаков, сколько тревожится: «А все ли нормально? А так ли?». Признаки нормального развития кажутся искажением, воображение рисует ужасные картины. А по сравнению со стандартами, предлагаемыми в массовой культуре (звезды телевизионных программ, кинозвезды и т.п.), подростки чувствуют себя просто гадкими утятами, стыдятся своей внешности.

              Физиологическая перестройка выражается также в нарушении гормонального равновесия, как у мальчиков, так и у девочек. На лице могут появляться прыщики, что приводит к раздражению и неуверенности в себе подростка. У девочек из-за временного повышения уровня мужских гормонов повышается рост волос на ногах. У мальчиков гормональный дисбаланс может приводить к болезненному набуханию грудных желез, проходящему через год-два. Поэтому так важно быть рядом со своим ребенком, разделяя его переживания, объясняя и поддерживая его возможными способами.

             Подростковая среда становится для ребенка наиболее значимой, потому что там «такие же, как я», а значит, «я могу себя с ними сравнивать и понимать». Такое стремление проявляется в группировании со сверстниками и  реакции эмансипации (высвобождении от влияния взрослых). Чтобы почувствовать себя самим собой, испытать себя, узнать об окружающем нас взрослом мире, подросток стремится уйти из-под опеки взрослых, вернее, почувствовать себя высвобождающимся от нее. По-сути, подросток только так может впервые ощутить себя взрослым. И как бы родителям не хотелось уберечь ребенка от трудностей жизни, надо понимать, что этот период дает возможность подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни. Стремление внешней атрибутикой быть похожим на кого-то - это желание дать себе ответ, что мне нравится, я с этим определился.

              Как же понять психологию своего взрослеющего ребенка. Почему его поступки часто нелогичны и бывает так трудно с ним договориться. Очень часто реакция эмансипации, как желание быть самостоятельным, дает родителям повод воспринимать подростков по-настоящему взрослыми и наделять их большей ответственностью. Но как оказывается, стремление к самостоятельности не связано с пониманием и принятием этой ответственности, а скорее вызвано желанием признать родителями права на самостоятельность. Поэтому придумайте, обсудите с ребенком и дайте ему выбор, какие новые полномочия и правила появятся, чтобы он чувствовал с одной стороны, свою взрослость, а с другой, мог нести ответственность.

             Постарайтесь также объективно оценить ту ситуацию, в которой находится ребенок. Родители часто не замечают, что с их стороны подросток в основном испытывает сверхконтроль и гиперопеку. Представьте себе, что, приходя домой, вы слышали бы изо дня в день вопросы: «Ну, как дела?», «Сколько заработано?», «Начальство тобой довольно?», «Почему надел легкое пальто сегодня?», «Опоздал на работу?», «Не забудь поесть в обед». А ведь как бы утрировано не звучали эти слова, дети многие годы их привыкли слышать. Добавьте к сказанному объективную нагрузку в школе и на дополнительных занятиях, «длинный нос» в восприятии себя, не всегда лучшие оценки со стороны сверстников, - и вы поймете, что подростку необходимо, прежде всего, принятие его всяким. Родители должны своим примером демонстрировать возможность принять ребенка и хорошим, и плохим, тогда этому научатся и сами подростки. Их самооценка не будет столь уязвима, если в психическом плане будет модель и опыт принятия себя разным. В ситуации неуспеха выразите отношение к самому событию, но не к ребенку: «Мне жаль, что тебе поставили низкую оценку, постарайся исправить, или давай позанимаемся вместе». Следует избегать фраз: «Ты совсем скатился...», «школа тебя не интересует...» и т.п.

              Кроме всего, в период взросления взрослеют и чувства подростков. Так, появляется до того неизвестная привязанность к кому-либо, подросток влюбляется. Сколько новых глубоких переживаний несет в себе это чувство: надежду и растерянность, где-то одиночество и решимость, стеснение и мечтательность! При этом подросток осознает свою половую принадлежность и предпочтения, меняет поведение, делает первые шаги в познании своей сексуальности.

             В это же время, на примере общения в кругу своих товарищей закрепляются ценности данной группы, появляется понимание ценности морали поведения, жизненных позиций, установок группы и их сравнение. Подросток активно закрепляет данные нормы, даже если они со знаком минус. Группа также дает толчок необходимой гибкости поведения. Подростку приходится искать свою позицию и постоянно подстраиваться под сложившеюся иерархию в группе.

             Таким образом, подростковый возраст - это этап масштабного поиска себя, своей идентичности. Этап, когда человек впервые сталкивается самостоятельно с миром, чтобы познать себя. Этап, когда формируется «ядро» будущей личности, ее предпочтения, ценности, сексуальность, самооценка. Этап, во время которого перестраиваются и взрослые, и подросток, и даже сам его организм, и хорошо бы, чтобы в этот момент взрослые наверняка знали, что это нормально, ведь их ребенок взрослеет!

               Желаем Вам удачи!

 

Ольга Бабичева, психолог  Центра развития и коррекции речи "Lalio"

 

При составлении данной статьи были использованы литературные источники: А.Грецов. «Практическая психология для подростков и родителей»; В.Каган. «Психосоциальное воспитание детей и подростков».  

 

Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

 

 

Наш блог

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01
02
03

Популярные теги

Lalio Логопед Харьков Логопеды Логопеды Харьков Помощь логопеда Психолог Харьков Речь ребенка детский психолог занятия с логопедом занятия с логопедом Харьков консультация врача - логопеда консультация врача - логопеда в Харькове консультация детского психолога консультация детского психолога Харьков консультация логопеда консультация психолога Харьков консультация семейного психолога консультация семейного психолога Харьков лалио лалио Харьков логопед логопед для взрослых логопедические занятия Харьков логопедический сайт развитие ребенка развитие речи развитие речи ребенка речевое развитие семейный психолог формирование речи

Наш адрес

г. Харьков
пр. Гагарина, 4, 1 этаж
Центр развития и коррекции речи
Ирины Коваль
"Lalio"

Запись на первичный приём:
тел. (057) 756-60-49
тел. (097) 294-09-58

Подробнее →