Коррекция речи, логопед, развитие речи, психолог в г. Харьков: центр развития и коррекции речи Ирины Коваль "Lalio"
Главная  //  Родителям о детях  //  Развитие и коррекция речи  //  Ребенок не разговаривает. Что делать?  //  Ребёнок не говорит? Что делать.

Ребёнок не говорит? Что делать.

Когда родители приходят на консультацию к логопеду, часто задают вопрос: ребёнку уже 2 или 3 года, но он не говорит или говорит совсем мало и есть ли повод для волнения - может, нужно просто подождать а все само наладится? Давайте обсудим данные вопросы.

Выделяют две группы факторов, обусловливающих задержку в формировании речи:

1) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки, т.е. неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. Итог- у ребенка не формируется мотивация речевого общения: в первом случае- не к кому обращаться, во втором - незачем, его и так поймут и всё будет сделано вовремя;

2) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка. В данной ситуации требуются не только изменения условий воспитания, но и помощь специалистов невролога; детского пихолога;логопеда и сурдолога или сурдопедагога. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания. К тому же, если родители малыша, у которого отмечаются проблемы с развитием речи, постоянно просят его: «скажи», «повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма, который может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Также, проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи,- это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги слова. Поэтому родители обычно получают совет больше разговаривать с ребенком. Они удваивают свои усилия, стараясь говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Что же делать? Нужно начинать заниматься развитием речи у ребенка как можно раньше. Самым эффективным периодом считается возраст от 1.5 до 5 лет, когда идет активное становление речевой функции.

Важно обратить внимание родителей на тот факт, что в общении с ребёнком, особенно раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?»; «Ляля хочет бай-бай?»), сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не даст - будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослым слов с уменьшительным или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко - слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит какие - либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребёнка, т.е. развивается речь - развивается интеллект.

Необходимо помнить и о тесной связи функций речи и рук. Ведь движения пальцев рук тесно связанны с речевой функцией. На кончиках пальцев расположены активные точки, связанные с речевыми центрами мозга. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Начинать тренировку пальцев рук ребёнка необходимо с раннего возраста. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно точными и энергичными. Например: можно давать рвать на мелкие куски бумагу (дети делают это с удовольствием). Также можно предложить малышу крупные бусины, которые можно перебирать или нанизывать, складывать деревянные пирамидки, вкладыши. Движения, при этом, осуществляются двумя-тремя пальцами. В дальнейшем, задания усложняются: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Также, необходимо делать массаж пальчиков и ладошек используя специальные колечки су-джок и мячик-ёжик. Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками (напр., "Сорока-белобока", "Идет коза рогатая", "Прилетели гули" и т.п..). Начинать лучше с самых простых постепенно усложняя задания. Если необходимо потешку пропевать- не стесняйтесь! Малыш будет с интересом прислушиваться к мелодии и в скорости попытается воспроизвести её сам. В начале он может протягивать одну гласную, а в дальнейшем будут добавляться согласные, слоги, слова и фразы.

Читайте и рассказывайте детские сказки и стихи. Ваше чтение должно быть настолько эмоциональным и выразительным, что бы ребёнку хотелось вслушиваться в вашу интонацию. В дальнейшем, старайтесь больше говорите с ребенком, озвучивайте(оречевляйте) все свои действия, комментируя окружающее, произносите их четко, внятно, разборчиво и терпеливо.

Если есть ощущение тревоги по поводу медленного формирования речи обратитесь за консультацией к узкопрофельным специалистам: логопеду, детскому психологу, неврологу.

И самое главное: не раздражайтесь и не стесняйтесь того, что ваш ребенок до сих пор не разговаривает. Ваша любовь и ваше терпение обязательно помогут преодолеть эту проблему.

Удачи Вам любящие и заботливые родители.

 

 

Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

Наш блог

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01
02
03

Популярные теги

Lalio Логопед Харьков Логопеды Логопеды Харьков Помощь логопеда Психолог Харьков Речь ребенка детский психолог занятия с логопедом занятия с логопедом Харьков консультация врача - логопеда консультация врача - логопеда в Харькове консультация детского психолога консультация детского психолога Харьков консультация логопеда консультация психолога Харьков консультация семейного психолога консультация семейного психолога Харьков лалио лалио Харьков логопед логопед для взрослых логопедические занятия Харьков логопедический сайт развитие ребенка развитие речи развитие речи ребенка речевое развитие семейный психолог формирование речи

Наш адрес

г. Харьков
пр. Гагарина, 4, 1 этаж
Центр развития и коррекции речи
Ирины Коваль
"Lalio"

Запись на первичный приём:
тел. (057) 756-60-49
тел. (097) 294-09-58

Подробнее →