Коррекция речи, логопед, развитие речи, психолог в г. Харьков: центр развития и коррекции речи Ирины Коваль "Lalio"
Главная  //  Родителям о детях  //  Слух ребенка  //  Помогите малышу заговорить!

Помогите малышу заговорить!

            Слух играет существенную роль в развитии ребенка. С помощью слуха ребенок учится распознавать голоса, имитировать звуки и, следовательно, говорить. Кроме того, слух дает ребенку возможность слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с другими детьми и приобретать коммуникативные навыки. Слух - это больше, чем просто один из органов чувств; слух играет важную роль в формировании поведения и характера ребенка.

            Негативных последствий нарушений слуха для личностного развития ребенка можно избежать при раннем начале коррекционного обучения. Неслышащий ребенок должен иметь такие же сенсорные возможности для физического и психического развития, как и слышащий. Речь идет о своевременном адекватном двустороннем слухопротезировании и дальнейшей многолетней совместной работе родителей, ребенка с нарушенным слухом, и сурдопедагога по развитию у малыша слуховой функции и устной речи. Полная реабилитация глухих и слабослышащих детей включает в себя комплекс медико-психолого-педагогических мероприятий:

  • раннее выявление детей с нарушениями слуха (аудиологический скрининг, проводимый уже в родильном доме или в детских городских поликлиниках),
  • определение степени и характера поражения органа слуха,
  • слухопротезирование (подбор ребенку врачом-сурдологом индивидуальных цифровых слуховых аппаратов, обеспечивающих необходимое звукоусиление),
  • проведение педагогической коррекции с младенцами и детьми раннего возраста.

             Необходимо, чтобы каждый родитель до конца понимал, что будущее его неслышащего ребенка во многом определяется в первые месяцы жизни, что «откладывание» коррекционной помощи на годы (до достижения малышом возраста 2-3 лет) и даже на месяцы недопустимо. В этом случае ребенок лишается драгоценного времени, когда можно помочь ему не «сбиться» с естественного пути развития.

             До 4-4,5 месяцев неслышащий ребенок проходит те же стадии предречевого развития, что и слышащий. Каково бы ни было состояние слуха - нормальное, сниженное или даже его отсутствие, - все дети в этом возрасте гулят. Это реакция малыша на его физическое состояние: «Мне хорошо, я сыт, мне уютно. Далее ребенок повторяет услышанный звук. Вот мама засмеялась, и ребенок в ответ начинает смеяться. Затем ребенок непроизвольно издает какой-то новый для него звук. Он услышал его, осознал, что это он так сделал, и начал искать способы воспроизвести этот звук снова, идет формирование лепета. До этого момента звуки у детей интернациональные - они все гулят одинаково. Постепенно от этих физиологических, не связанных со слухом реакций дети переходят к лепету. Это следующий важный этап в развитии младенца, и он тесно связан с состоянием слуха. До этого между слышащим и неслышащим малышами не было существенных различий. С момента, когда должен осуществиться переход к лепету, у неслышащего ребенка начинается отставание в развитии. С появлением лепета они резко нарастают. Для неслышащего звуков не существует, поэтому он не может им подражать, а стало быть, у него нет перехода к лепету, и, значит, естественный путь развития речи становится невозможен. Первый год - единственное время, когда можно «вернуть» ребенка в естественное русло развития. Благодаря слуховым аппаратам и специальным упражнениям, гуление у не слышащего ребенка удается перевести в лепет, увеличивается звуковой багаж, появляется интонационная структура речи. Процесс становления речи неслышащего ребенка максимально сближается с тем, как протекает этот процесс у слышащих: появляется понимание первых слов, потом сами слова, затем фразы.
             Появление у ребенка с нарушенным слухом возможности повторять те или иные звуки и слоги за взрослым, которые он услышал в слуховом аппарате, является огромным достижением. Оно знаменует возникновение нового этапа в развитии речи глухого и слабослышащего малыша - переход от гуления к лепету.
             Если снижение слуха обнаружено в течение первого года жизни ребенка (в возрасте 5-6 месяцев), если ребенок слухопротезирован и режим работы его двух индивидуальных слуховых аппаратов хорошо подобран, и родители вместе с сурдопедагогом занимаются с малышом, то путь развития неслышащего малыша становится естественным и не отличается от пути развития слышащего ребенка. Таким образом, коррекционная работа, проводимая с первых месяцев жизни, позволяет ребенку уже к году начать понимать речь и активно использовать речевые средства общения. Малыш может называть лепетно некоторые предметы и действия, речевое общение со взрослыми для него совершенно естественно, именно поэтому он мало чем отличается от слышащего сверстника.
            При благоприятных условиях развития и интенсивной коррекционно-педагогической работе к двум годам общение ребенка с взрослыми строится на основе понимания речи. Однако речевое общение предполагает не только понимание речи, но и самостоятельное ее продуцирование. На третьем году жизни словарь понимаемой и самостоятельной речи ребенка, занятия с которым начаты на первом году жизни, может быть достаточно богатым.
            В том случае, когда коррекционная работа начинается только на втором году жизни, ребенок не владеет устной речью: не понимает речь и не говорит. В процессе общения он использует отдельные голосовые реакции, как правило, однообразные и монотонные. Все взаимоотношения ребенка со взрослым осуществляются при помощи взглядов, естественных жестов, действий, голосовых реакций. Это резко отличает его от слышащих детей данного возраста. Если нарушение слуха у ребенка выявлено только на втором году жизни, этапы реабилитации он проходит те же (слухопротезирование и коррекционная работа с сурдопедагогом). Но такому ребенку необходимо пройти «пропущенные» физиологические этапы развития, т.е. переход к лепету, даже если ему уже 2 года или 3 года. У него появляется возможность достичь этапа, когда речь становится формируемой, но, конечно, уже с отставанием в развитии от сверстников.
             Когда первичное слухопротезирование и коррекционная работа начинаются только на третьем году жизни, отставание в развитии неслышащего ребенка от своих сверстников значительно, он резко отличается от слышащих детей данного возраста. Но не нужно опускать руки, квалифицированное слухопротезирование и ежедневная работа вместе с сурдопедагогом, направленная на развитие ребенка, позволят неслышащему малышу к 7-8 годам догнать своих ровесников в развитии и в дальнейшем обучаться в интегрированной среде со своими сверстниками.
             Нельзя забывать о проблеме влияния незначительного снижения слуха на развитие речи детей. Даже при малом нарушении слуха, как правило, происходит недоразвитие всех компонентов речевой системы, охватывающее лексику, грамматику, фонетику.
            Наша цель - не упустить время, не только месяцы, но и дни, когда между слышащим и неслышащим ребенком почти нет различий, когда точно направленная и организованная коррекционная работа может эти различия ослабить, а может быть, и вовсе стереть.

Удачи Вам и Вашим малышам во всех начинаниях!



Источник: http://www.otoskop.ru/rus/2009⁄05/kak-slyshit-vash-rebyonok/

Наш блог

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
26
27
28
29
30
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
01
02
03
04
05
06

Популярные теги

Lalio Логопед Харьков Логопеды Логопеды Харьков Помощь логопеда Психолог Харьков Речь ребенка детский психолог занятия с логопедом занятия с логопедом Харьков консультация врача - логопеда консультация врача - логопеда в Харькове консультация детского психолога консультация детского психолога Харьков консультация логопеда консультация психолога Харьков консультация семейного психолога консультация семейного психолога Харьков лалио лалио Харьков логопед логопед для взрослых логопедические занятия Харьков логопедический сайт развитие ребенка развитие речи развитие речи ребенка речевое развитие семейный психолог формирование речи

Наш адрес

г. Харьков
пр. Гагарина, 4, 1 этаж
Центр развития и коррекции речи
Ирины Коваль
"Lalio"

Запись на первичный приём:
тел. (057) 756-60-49
тел. (097) 294-09-58

Подробнее →