Коррекция речи, логопед, развитие речи, психолог в г. Харьков: центр развития и коррекции речи Ирины Коваль "Lalio"
Главная  //  Родителям о детях  //  Нарушение чтения и письма  //  На что влияет в развитии ребенка умение писать ручкой?

На что влияет в развитии ребенка умение писать ручкой?

ПИСАТЬ ОТ РУКИ ИЛИ ПЕЧАТАТЬ? НА ЧТО ВЛИЯЕТ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА УМЕНИЕ ПИСАТЬ РУЧКОЙ?

ПИСАТЬ ОТ РУКИ ИЛИ ПЕЧАТАТЬ? НА ЧТО ВЛИЯЕТ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА УМЕНИЕ ПИСАТЬ РУЧКОЙ?

            Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

         Письменность - это способ представления языка в визуальной или ощутимой форме.
          Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
          В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. И подготовка должна начинаться задолго до поступления в школу.
          Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
          Зачем учить ребенка писать ручкой?
          Зачем вообще современного учить ребенка писать ручкой?
          Мелкая моторика самым непосредственным образом связана с мозгом. Когда ребенок учится писать, у него возникает интерес к познанию, учебе и окружающему миру в целом. Работа с навыками письма - это часть активного развития личности. Лариса Дрыгваль, графолог, кандидат психологических наук называет тренировку в чистописании хорошим психотерапевтическим инструментом, который позволяет научиться управлять собой, развить терпение, внимательность к деталям, усидчивость, избавиться от рассеянности.
           Целенаправленные занятия каллиграфией психологи рекомендуют начинать не раньше 6-ти лет. А до этого очень полезными будут упражнения для развития мелкой моторики: лепка, раскраски, игра с конструктором. Именно они подготовят почву для дальнейших занятий письмом.
           Когда же нужно начинать развивать навыки красивого письма? Мнение некоторых родителей, что чем раньше, тем лучше, является ошибочным. Лена Данилова - известный педагог, автор множества книг и статей, посвященных раннему развитию детей, предостерегает: «Дети, обучившись в раннем возрасте письму, быстро портят почерк за счет того, что рука еще не устоялась. Даже если с самого начала буквы получаются красивые, закрепить хороший почерк как навык невозможно из-за интенсивности ежедневных занятий с малышом. Почерк, даже если он был вполне сносным в момент обучения, быстро портится и именно в таком виде закрепляется как навык. Через два-три года ребенок придет в школу, и его будут мучительно переучивать в течение всех начальных классов». 
            Если писать дети не любят (а они в большинстве не любят, потому что а) это трудно, б) они не понимают ценности этого умения), значит надо развивать её через что-то, что им нравится (рисование, лепка, и др.), и уделять этому в начальной школе гораздо больше внимания, чем сейчас, возможно даже больше, чем это было в детском саду, когда ребенок в принципе меньше времени способен проводить за занятиями, требующими усидчивости.
            Очень важно научить работать руками точно и скоординировано, а этому способствует овладение искусством письма и рисование.

    И всё же, что лучше для учебы: писать текст от руки или набирать его на клавиатуре? Оказывается, что лучше учатся те дети, кто пишет от руки.
          В школьные годы письмо от руки помогает развить теменную долю головного мозга, которая может совершенствоваться только в детском возрасте, так как в дальнейшем теряет эластичность.
         Процесс письма и чтения неразрывны и они охватывают почти все органы чувств. Когда ребёнок пишет от руки, его движения оставляют определенный отпечаток на той части мозга, которая отвечает за сенсомоторику. Наш мозг накапливает и обобщает прежде всего звуковые сигналы (когда пишем под диктовку), визуальные(т.е. мы видим то, что мы пишем), моторные (сам процесс письма), а также ещё ощущения от прикосновения к ручке, карандашу и листу бумаги. Это способствует более полному восприятию, осознанию и усвоению информации. Все наверное слышали про аудиалов, визуалов и кинестетиков.          Например, во время письма под диктовку и являются задействованы все эти формы восприятия.
Китайская пословица гласит : «Услышал - забыл, увидел - запомнил, сделал - понял».
Например. Говорим букву «А» и слышим её - аудиальное восприятие с помощью слуха, пишем её - механическое воспроизведение с помощью движений (кинестетика), и одновременно с этим наблюдаем появление буквы «А» на листе бумаги и в результате видим её полностью написанную (визуальное восприятие). Здесь включается творческий процесс, стимулируемый природным любопытством, а завершается это маленькой победой и удовольствием, получаемым от этой победы. Только такая комбинация действий позволяет полноценно усвоить материал.
           Еще один плюс письма от руки - его низкая скорость. Оно занимает больше времени, чем стук по клавишам. Временной аспект влияет на процесс познания: чем дольше урок - тем качественнее знания.

           Зачем учить ребенка писать ручкой?
           Предложим ученику выбор - написать рукой или напечатать на компьютере - ребенок выбирает компьютер. Почему? Во-первых, интереснее, во-вторых, однозначно красивее, в-третьих - значительно легче: у нас появляется множество возможностей исправить, переставить, вырезать-вставить и так далее.
           А когда мы пишем от руки все эти возможности автоматически становятся недоступными.
           Не зря ведь говорят, что написано пером - не вырубишь топором. Письмо от руки учит нас планировать и продумывать свою дальнейшую деятельность, более тщательно прокручивать в голове варианты, проговаривать про себя (что в свою очередь способствует развитию речи) и делать выбор в пользу лучшего - развития. Когда осваиваешь этот навык, то в последствии и на компьютере становится проще работать с текстом.
           На протяжении всей жизни люди развивают лишь несколько определённых областей мозга, в то время, когда остальные его части используются очень посредственно. Мы всегда держим ложку и ручку одной рукой, открываем дверь ей же. Читаем и пишем мы всегда только слева направо. ВСЕГДА ТОЛЬКО СЛЕВА НАПРАВО! А от этого напрямую зависит то, какая часть мозга работает в тот или иной момент, какая часть мозга тренируется. Попробуйте прямо сейчас взять ручку в другую руку. Вы наверняка уже пробовали раньше, хотя бы шутки ради. А теперь напишите своё имя. Написали? А напишите-ка его задом наперёд. А теперь, целое предложение. Что вы чувствуете при этом? Как почерк?Думаю, неважный. А это значит, что вам есть куда стремиться.
           Энн Манген, доцент исследовательского центра при университете Ставангера , задася вопросом о том, какие навыки теряются при переходе от книги к экрану компьютера, и от ручки к клавиатуре. В процессе чтения и письма принимают участие ряд органов чувств. Когда человек пишет от руки, его мозг получает ответную реакцию на задействованные моторные функции, вместе с ощущением от прикосновения к карандашу и бумаге. Такой вид обратной связи значительно отличается от реакции на прикосновение и печатание на клавиатуре.
           У Выготского есть прекрасные слова: «Развитие есть результат обучения, не совпадающий с его содержанием.»

Желаем вам успехов!

При подготовке статьи были использованны материалы из Интернета.   

 

Наш блог

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01
02
03

Популярные теги

Lalio Логопед Харьков Логопеды Логопеды Харьков Помощь логопеда Психолог Харьков Речь ребенка детский психолог занятия с логопедом занятия с логопедом Харьков консультация врача - логопеда консультация врача - логопеда в Харькове консультация детского психолога консультация детского психолога Харьков консультация логопеда консультация психолога Харьков консультация семейного психолога консультация семейного психолога Харьков лалио лалио Харьков логопед логопед для взрослых логопедические занятия Харьков логопедический сайт развитие ребенка развитие речи развитие речи ребенка речевое развитие семейный психолог формирование речи

Наш адрес

г. Харьков
пр. Гагарина, 4, 1 этаж
Центр развития и коррекции речи
Ирины Коваль
"Lalio"

Запись на первичный приём:
тел. (057) 756-60-49
тел. (097) 294-09-58

Подробнее →