Коррекция речи, логопед, развитие речи, психолог в г. Харьков: центр развития и коррекции речи Ирины Коваль "Lalio"
Главная  //  Родителям о детях  //  Готов ли ребенок к школе?  //  «Не хочу в школу!»

«Не хочу в школу!»

Все мы понимаем, что наш ребенок, когда-нибудь пойдет в школу. Все мы ждем этого момента и немного боимся его. Уже с трех лет начинаем готовить ребенка к школе и готовиться сами. Ищем подготовительные кружки, читаем отзывы, ищем хорошую школу, хорошего учителя. «Варимся» в этом несколько лет. Мучаем знакомых, врачей, воспитателей и родственников вопросами. И вот, выбираем школу и учителя. Усердно готовимся к 1-му сентября. Покупаем канцтовары, ранцы, форму, бантики, туфли, цветы... И идем, идем в школу. Волнуемся, переживаем и радуемся, что ребенок уже первоклассник. Ребенок с воодушевлением идет в школу, делиться с родителями впечатлениями. Но мы то замечаем, что с каждым днем, интерес ребенка угасает. Поднять его утром становится все сложнее, в школу он идет совсем неохотно и возвращается в подавленном настроении. И вот, мы слышим фразу, которую так боялись услышать, - «Я не хочу идти в школу!». И у нас опускаются руки. Ведь так старались, искали, потратили кучу времени и сил. Выбрали отличную школу, замечательного учителя... и прогадали. Ребенок в школу не хочет. Почему? Когда ребенок стал «маленьким нехочухой»? Что изменилось? И что теперь с этим делать?

За страшной фразой «не хочу» может скрываться десяток причин. И что бы правильно отреагировать на нее, нужно определить, какая именно причина ее спровоцировала. Рассмотрим возможные причины отказа и попытаемся найти решение.

Причина №1Ребенок просто не готов к школьному обучению. Дело в том, что сейчас пошла тенденция к тому, что детей отдают в школу в 6 лет. Причем психологи и педиатры утверждают, что в этом возрасте дети ни физически, не психологически не готовы к школе. В 6 лет - дети еще дети. Они еще играют в игрушки. Основной и ведущий вид деятельности у детей - это игра. А теперь представьте, что такого ребенка посадили за парту. Что он будет делать? Он будет думать о том, какой дома ковер и какие машины или куклы его ждут. И во что и как можно поиграть, и с кем можно поиграть. Какая уж тут школа! Какие тут уроки! Кроме того, не подготовлены могут быть и познавательные процессы ребенка. Мышление не развито, концентрация внимания низкая, как результат непонимание, низкая успеваемость и нежелание учиться.

Решение. Если у Вас есть возможность - заберите ребенка из школы. Подарите ему еще год детства. У вас будет еще год, чтобы подготовиться к школе. И в следующем году у Вас будет отличный первоклассник. Если у Вас нет такой возможности, постарайтесь восполнить ребенку это детское время. Играйте с ним, устраивайте детские праздники на выходных, проводите с ребенком время не как со школьником, а как с ребенком.

Причина №2. Конфликт с учителем. Все мы люди, и все мы разные. И все мы склонны к конфликтам. И конфликты между учителями и детьми тоже не редкость. Возможно учитель и ребенок не нашли общий язык, возможно у них разные темпераменты и они по определению не могут его найти.

Например, Ванечка очень активный ребенок, и возбудимый. Но он таким родился, он холерик. И ничего с собой он сделать не может. Его учительница, Валентина Петровна, наоборот, женщина спокойная и рассудительная, очень основательная. Казалось бы такой и должна быть учительница. Но только не для Ванечки. Ванечка раздражается, когда Валентина Петровна медленно и вдумчиво задает вопрос, потому что он вопрос давно понял и уже хочет дать ответ на него. Он не может долго терпеть и выкрикивает ответ, не дождавшись конца вопроса. После десятка таких случаев Валентина Петровна начинает раздражаться и ругать Ванечку за нетерпеливость. Иногда наказывает его, не обращает на него внимание и не дает ему отвечать. Вот и конфликт. Конечно, ребенку не захочется идти в школу, ведь там его старания и усилия не ценятся, да и учительница ругается.

Решение. Можно поговорить с учителем, однако, помните, Вы должны показать педагогу, что Вас волнует проблема конфликта, и Вам бы очень хотелось его решить и чтобы ребенок нашел общий язык с учителем. Не стоит обвинять учителя или рассказывать ему, как нужно разговаривать с Вашим ребенком. Такой тактикой Вы только добавите масла в огонь. Постарайтесь вместе найти способ решения этого конфликта. Если найти общий язык с учителем не удалось, поменяйте школу. Часто мы привязываемся к той школе, которая ближе всего к дому. Но подумайте, что лучше - ходить в школу через дорогу из под палки, или радостно бежать в школу в другом микрорайоне?

Причина №3Сверстники.

Пример. Игорь очень хороший мальчик. Умненький, любознательный, ответственный, исполнительный. И учится ему нравится, вот только в школу он ходить не хочет. Стоит отметить, что Игорь - ребенок домашний. В садик он не ходил, на кружки тоже. Занимались с ним бабушки и дедушки. Поэтому ему так нравится учиться. Весь дошкольный возраст он провел со взрослыми и в школе оказалось, что взаимодействовать со сверстниками он не умеет. Поэтому Игорь быстро стал «белой вороной». Общение со сверстниками не удалось. Поэтому и ходить в школу особо не хочется.

Решение. Необходимо помочь ребенку научиться общаться со сверстниками. Можно поговорить со школьным психологом и постараться решить проблему. Но лучше, если вы начнете потихоньку погружать ребенка в социальную среду. Для этого есть специальные психологические группы, которые учат детей взаимодействовать друг с другом. И чем раньше Вы начнете решать эту проблему, тем раньше ребенок начнет общаться со сверстниками.

Причина №4Особенности воспитания.Школьное обучение само по себе предполагает определенные рамки, то есть определенные правила поведения. И часто бывает, что дети, которые не привыкли к этому, не привыкли к правилам, воспринимают школу в штыки.

Например, Соня - ребенок единственный и очень любимый. И родители, и бабушки и дедушки, все очень любят Сонечку - балуют ее. Понятно, что ей все разрешают и все делают для Сонечки. Родители придерживаются принципа, что ребенка ограничивать нельзя, нужно что бы ее творческий потенциал развивался. А теперь представим Сонечку, которая не привыкла, чтобы ее ограничивали, в школе. Тяжело. Ведь в школе нужно сидеть, нужно слушать учителя. А Сонечке сидеть не хочется, ей хочется встать, попрыгать, посмотреть плакаты на стенах. Но всего этого делать нельзя. Поэтому Соня и не хочет ходить в школу, ведь там запрещают танцевать и бегать, когда ей хочется.

Решение. Оно одно единственное - срочно приучать к правилам. А как быть с творческим потенциалом? А вот его можно развивать другими способами, а не вседозволенностью.

Причина №5. Школьная нагрузка. Сейчас, к сожалению, дети не привыкли трудиться. В век информационных технологий и технического прогресса, основной интерес у детей составляют компьютерные игры и технические новинки. Получить какую-либо информация совсем не проблема. Поисковики в интернете и мировые энциклопедии легко справляются с любой задачей. Поэтому, по сути у детей нет необходимости прилагать усилия, чтобы что-то найти или что-то узнать. Но школьное обучение предполагает, что ребенок должен трудиться, думать, искать ответы на поставленные задачи. А лень, увы, вещь очень стойкая и упорная. Поэтому ребенок, который привык по щелчку пальцев (или мыши) получать ответ на свой вопрос, не прикладывая никаких усилий, вряд ли оценит школу, и вряд ли будет ее любить.

Решение. Нужно приучать ребенка работать. Работать умственно. Очень важно приучать ребенка прикладывать усилия, тогда и любое дело будет цениться. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Убираем лень! Даем труд!

Причина №6Уровень развития ребенка. Это проблема как и высокого уровня развития, так и заниженного.

Пример. Катя пошла в первый класс в 5,5 лет. Так получилось, так пришлось сделать. Все остальные дети в классе постарше и более подготовлены к школе. Катя же с трудом читает, счет понимает очень плохо, путает цифры. В общем, можно говорить о том, что Катя отстающая в классе. Девочка не хочется ходить в школу, ведь у нее все получается хуже, чем у остальных, она это видит. У Кати падает самооценка.

Или другой пример. Богдан - мальчик очень смышленый. Умненький, любопытный, развит не по годам. В классе он выделяется. Да и учительница говорит, что он знает больше остальных. Но почему же тогда Богдан не хочет ходить в школу? Оказывается ему скучно. Богдану просто не интересно заниматься тем, что он уже умеет. Ему бы чего-то новенького, увлекательного.

Решение. В случае с неуспевающим ребенком, нужно уделить активное внимание его развитию. Заниматься дополнительно, но не перегружать ребенка. Очень важно поднимать самооценку неуспевающего ученика. Хвалить за любую мелочь, показывать, что у него все получается и обязательно говорить об успехах ребенка. Нужно акцентировать внимание на том, что у ребенка раньше не получалось, а сейчас получается и хвалить его за это.

В случае с ребенком более развитым, чем его сверстники, проблема серьезней. Школа рассчитана на «середнячков». Поэтому чаще всего дети через год-два выравниваются в своем развитии. Те, кто послабее дотягиваются (что хорошо для слабеньких), а те, кто посильнее - расслабляются (что плохо для сильненьких). Здесь родителям нужно как можно больше стимулировать познавательный интерес ребенка. Одним из вариантов решения может быть общая договоренность родителей и учителя. Родители будут поддерживать интерес ребенка, а учитель может давать ребенку дополнительные задания для развития. Все мы понимаем, что учитель не будет тянуть весь класс по программе, написанной для более сильного ученика. Поэтому нужно найти компромисс с учителем и ребенком. И потом, развивающие кружки, направленные на логическое мышление, «эврику» и т. д. никто не отменял.

Причина №7Завышенные ожидания родителей. Часто бывает, что родители ждут от ребенка очень многого. Ждут, что он будет лучшим в классе, что он будет с радостью, старательно и ответственно делать домашние задания, что он будет прибегать из школы с радостью о том, что получил знак одобрения от учителя. Все родители этого ждут и на это надеются. Но так бывает не всегда. Дети не всегда хотят делать домашнее задание, не всегда получают хорошие отметки, могут получать замечания. Родители видят это и расстраиваются. А ребенок расстраивается в ответ. И потом начинает думать, зачем ходить в школу, если все равно родители расстраиваются. Не буду ходить - не будут расстраиваться. И вот ребенок в школу не хочет.

Решение. Снизить свои ожидания. Радоваться тому, что есть. Хвалите ребенка, дайте ему почувствовать свою любовь вне зависимости от того, какую отметку он принес из школы.

Причина №8. Отношение родителей к школе.Дети - как губки, впитывают все. Обычно, для детей родители - авторитет. И дети часто заимствуют от родителей ценности, мнения, моральные принципы и свое отношение. И вот представьте, что родители очень нелестно отзываются о школе, ругают и критикуют обучение, учителей, учеников, правила школы. Ребенок все это впитывает и потом его отношение к школе становится негативным. И вот если родителям школа не нравится, как она может понравится ребенку?

Решение. Во-первых, обсуждать такие вопросы следует без детей. Даже если Вы очень недовольны щколой, дети не должны слышать Вашу критику. Во-вторых, очень важно прививать ребенку уважительное отношение к школе. То есть необходимо акцентировать внимание, что школа - это важно, серьезно и относится к ней нужно серьезно.

Причина №9. Школьная травма.

Пример. Маше очень нравилось ходить в школу. Бежала туда с удовольствием. Радовалась интересным заданиям. Но в какой то момент, что-то изменилось. Маша «поломалась» и школу идти отказалась. В последствии родители выяснили, Машину работу по рисованию не оценили. Девочка случайно испачкала краской гипсовую форму кувшина. Учительница увидела, отругала и забыла. А Маша - нет. И после этого случая в школу идти не захотела.

Решение. Если такая ситуация случилась, и ребенок не хочет идти в школу из-за проблемы подобного характера, стоит поговорить сначала со школьным психологом. Конечно, по возможности, лучше подключить и учителя. А для того, чтобы снять стресс ребенка, можно предложить ему, в нашем случае, специально разрисовать гипсовый макет дома.

Причина №10Школьная культура. Школы есть разные. Из одних школ, дети после звонка бегут домой, а из других - не хотят уходить и до шести вечера. Все зависит от школы. Одни приучают к тому, что в школе может быть весело и хорошо в неформальной обстановке. Другие - настроены только на формальную сторону и после уроков стараются как можно быстрее «выпроводить» учеников. Ребенок, который чувствует, что в школе его ждут и рады, что он проводит там время, будет туда бежать, вне зависимости от того, какие отметки он там получает. Ну а если в школе ребенка никто не ждет, тогда зачем туда идти.

Решение. Только приспособиться к школьным правилам.

Дорогие родители, помните, если Ваш ребенок не хочет идти в школу важно вовремя увидеть причину и решить ее. Вы можете воспользоваться помощью школьных психологов или детских психологов в различных центрах.

Надеемся, Вы никогда не услышите от своего ребенка знаменитую фразу из анекдота - «Одиннадцать лет! За что?! Приговор окончателен и обжалованию не подлежит».

Пусть Ваши дети учатся с удовольствием!

 

 

Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

Наш блог

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
28
29
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01

Популярные теги

Lalio Логопед Харьков Логопеды Логопеды Харьков Помощь логопеда Психолог Харьков Речь ребенка детский психолог занятия с логопедом занятия с логопедом Харьков консультация врача - логопеда консультация врача - логопеда в Харькове консультация детского психолога консультация детского психолога Харьков консультация логопеда консультация психолога Харьков консультация семейного психолога консультация семейного психолога Харьков лалио лалио Харьков логопед логопед для взрослых логопедические занятия Харьков логопедический сайт развитие ребенка развитие речи развитие речи ребенка речевое развитие семейный психолог формирование речи

Наш адрес

г. Харьков
пр. Гагарина, 4, 1 этаж
Центр развития и коррекции речи
Ирины Коваль
"Lalio"

Запись на первичный приём:
тел. (057) 756-60-49
тел. (097) 294-09-58

Подробнее →