Коррекция речи, логопед, развитие речи, психолог в г. Харьков: центр развития и коррекции речи Ирины Коваль "Lalio"
Главная  //  Родителям о детях  //  Психологическая работа  //  Осторожно,компьютер!  //  Компьютерный гений, или подводный камень технического прогресса.

Компьютерный гений, или подводный камень технического прогресса.

«Он у меня такой умный! Такой сообразительный! Лучше меня пользуется компьютером/планшетом/телефоном! Будет компьютерным гением! Ничего, что он в свои 4 годика не говорит! Зато как с компьютером обращается!» - часто можно услышать от родителей маленьких детей. К сожалению, такие фразы сейчас не редкость. Плохо ли это? А если да, то кто виноват и что делать?  Технический прогресс - это конечно хорошо. Создано новое оборудование, которое заменяет людей на опасном и вредном производстве. Разрабатывается новое медицинское оборудование, которое помогает спасти миллионы жизней. Повсюду используется техника, которая облегчает жизнь людей. Теперь связываться с родными намного легче. Можно просто позвонить, неважно, где они находятся. Можно их даже увидеть, благодаря интернету и всем сопутствующим программам. Наш век информационных технологий проходит под девизом «Кто владеет информацией, тот владеет миром». И мы всячески стараемся не уступать. Покупаем новые телефоны, ноутбуки, планшеты. Никто не хочет показаться человеком, который живет еще в прошлом веке и которого не интересует новый Iphone5 или ноутбук Lenovo IdeaPad Yoga. Мы стараемся не уступать. Прочесываем просторы интернета в поисках новой информации, читаем обо всем, что находим: сплетни о звездах кино и музыки, мятежи, бунты, внутренняя политика стран Африки. Вроде бы и интересно, а надо ли нам это? Мы используем социальные сети, чтобы узнать новости о старых друзьях, посмотреть их фотографии с заграничного отдыха, со свадьбы, почитать анекдоты и смешные истории и фразы. Или мы просто не знаем, чем занять свободное время? Мы поглощаем совершенно не нужную нам информацию, но не можем ответить маленькому ребенку, почему происходят приливы и отливы, что такое северное сияние или как добывают соль. Мы можем свободно пользоваться всеми техническими новшествами. Технический прогресс накрыл нас с головой.

             Сейчас очень модно, чтобы в семье на каждого человека (и даже ребенка!) было по планшету и, как минимум, по телефону, а то и по два. Ничего ли мы не упускаем? Ничего не забыли, не потеряли? Давайте посмотрим на обратную сторону медали под названием «технический прогресс». Бум портативной техники (телефоны, планшеты, айфоны и айпады) привел к тому, что теперь у каждого есть этот необходимый инструмент. И молодые родители очень активно используют их в целях отвлечения и переключения внимания ребенка. Если ребенок начинает хныкать, канючить, родители незамедлительно достают эту «электронную игрушку» и показывают детям, дают поиграть и т.д. Детям безусловно это очень нравится, и потом нравится все больше и больше. И получается, что со временем, как только ребенку хочется поиграть, он начинает требовать телефон или планшет у родителей. Манипулирует плачем и истериками. И многие поддаются. Казалось бы, чем опасен телефон? Ну вот, например, моноблок - обычный телефон с маленькими кнопками, где-то даже полезен. Ребенок нажимает на кнопки и тем самым разрабатывает мелкую моторику, координацию движений. Но в сенсорных телефонах все намного проще: нажал, провел, потянул и т.д. Это не реклама и не пропаганда стареньких кнопочных телефонов, ведь опасность для ребенка есть и с ними. Причем опасность для здоровья. Это нагрузка на глаза, как минимум! Когда ребенок, да и взрослый, смотрит, играет в телефоне, глазные мышцы напрягаются и долгое время не расслабляются, т.к. они долгое время направлены на объект, который находится очень близко. Это может привести к спазму аккомодации, т.е. глаз теряет способность приспосабливаться к изменению фокусного расстояния. Как это проявляется? Ложной потерей остроты зрения. Почему ложной? Потому что это не окончательная потеря остроты зрения, это спазм и его можно снять, но не всегда. Касается это не только телефонов, но и компьютеров, планшетов и других портативных мультимедийных средств. Кроме того, негативное влияние оказывается и на опорно-двигательную систему ребенка. Кто следит за осанкой ребенка? Сам ребенок? Никто. Как результат, искривление позвоночника. Очень неприятно и очень неудобно.

            Сейчас дети настолько поглощены техническими устройствами, что бывает, даже не знают, как играть с обычными игрушками. К сожалению, наблюдается тенденция к уменьшению общения родителей с детьми. Часто родители предпочитают включить мультики для ребенка или дать поиграть в компьютерную игру, а не играть вместе с ним в обычные игрушки. Мы понимаем, что это не совсем хорошо, а что конкретно плохого в этом?Во-первых, это вред для здоровья ребенка. Возможно не прямой, а косвенный, но вред. Во-вторых, в совместной игре с родителями ребенок учиться овладевать предметами, учится способам взаимодействия с ними. Если нет совместной деятельности, как ребенок может учиться? В-третьих, во взаимодействии ребенка с родителями, ребенок получает необходимую ему любовь и заботу. Для ребенка родительская любовь очень важна. Доказано, что дети, которых в детстве не обделяли родительским теплом и любовью, психологически вырастают более здоровыми. В-четвертых, совместная деятельность родителей и детей приводит к тому, что ребенок начинает говорить! Он взаимодействует со взрослыми и детьми, но не может делать это полноценно без речи. Поэтому ребенкунеобходимо овладеть речью, у него есть в этом потребность. Ведь на жестах и непонятных словосочетаниях ребенок «далеко не уедет». Но представим себе, что родители предпочитают занимать ребенка телефоном, мультиками и играми на планшете. Появится у ребенка необходимость пользоваться полноценной речью? Конечно нет! Зачем ему нужна будет речь для компьютерных игр? В такой деятельности все решается нажатием кнопки или движением пальца. Речь может быть при этом, но не взрослая, а «детская», непонятная, неразборчивая. Все это очень утрированно, всегда есть свои нюансы и особенности, но весь механизм одинаков.

             Есть другой вариант развития событий. Допустим родители играли с ребенком, занимались его развитием, создали познавательную мотивацию, но вот в средней школе ребенок прямо увлекся компьютером. Почему? Потому что это мода. Для детей это интересно, это захватывает и увлекает. Да, реально такая увлеченность ни к чему не приводит. Не развивает ни память, ни мышление, негативно влияет на здоровье физическое, психическое и эмоциональное. Как обычно это и бывает, все что вредно нравится больше. Сейчас все меньше детей гуляет на улице, в школе на переменках дети окунаются в свои и чужие телефоны. На праздники и дни рождения уже не просят санки или новый конструктор, а только телефон, планшет, айпад... «У Сани есть айпад! И я хочу!» - все чаще можно услышать от детей. Все та же погоня за техническими новинками. Почему дети так легко ей поддаются? Ведь нам кажется, что детство - это так весело. Это прогулки, увлечения, непосредственность. Но все не так. Почему? Опять же - это мода. Детям всегда хочется быть в группе, быть частью коллектива. Но если ребенок не смотрел какой-то фильм или мультик, не играл в игру, он не может поддержать разговор детей и следовательно не может стать частью этого коллектива. Кроме того, компьютерные игры часто служат орудием самоутверждения, особенно для подростков. Почему? У подростков часто заниженная самооценка, а игры с вымышленными героями, с супер-силами, где подростки выигрывают как бы повышают эту самооценку. Единственное но, так это то, что все происходит в виртуальном мире, в реальном же мире ничего не меняется. Что же делать и как избежать детской зависимости от технических новинок?                                       Несколько советов.

  1. Старайтесь играть с маленьким ребенком, а не занимать все свободное время просмотром телевизора или игрой на компьютере. Ваша игра для ребенка намного важнее. Она помогает ему развиваться и делает это развитие интересным и увлекательным. Кроме того, совместная игра родителей и детей, показывает ребенку родительскую любовь. Вы никогда не замечали, что детки не хотят уходить из развивающих центров? А почему? Потому что там с ними играют! Мы все прекрасно понимаем, что часто родители вечерами уставшие после работы и им хочется отдохнуть в спокойной обстановке. Однако всегда можно выделить 30 минут времени и поиграть с ребенком в те игры, которые ему нравятся. Это касается не только маленьких детей, но и уже более взрослых. Даже если Вы работаете на 2-х работах и забираете ребенка из школы после продленки и бабушки, ему необходимо Ваше внимание и обычное общение, а не вопросы о том, какие оценки он получил и какие уроки сделал. Играйте, общайтесь с ребенком!

  2. Вы точно не сможете оградить ребенка от компьютерного и телевизионного влияния, поэтому это влияние следует по возможности оптимизировать. Вы можете подобрать программы и игры, которые будут развивать ребенка, улучшать память, развивать мышление и будут направлены на развитие познавательной мотивации. Кроме того, следует контролировать расположение ребенка перед телевизором или экраном компьютера. Следует так же делать перерывы и «переключать» ребенка. Найдите интересные и увлекательные физминутки с музыкой для детей, которые будут развивать мелкую и крупную моторику. Если уж ребенок и проводит время перед экраном телевизора или компьютера, то пусть это будет полезное времяпрепровождение. Однако не переусердствуйте! Узнайте у специалистов, какое время ребенку можно находиться перед экраном без ущерба для его здоровья.

  3. Найдите увлечение для ребенка! Узнайте, что нравится  и чем бы ему хотелось заниматься. Отведите в кружок, на танцы, в клуб всезнайки, например. Найдите ему хобби! Если Вы увлечете ребенка какой-либо деятельностью, у него просто не будет ни времени, ни интереса проводить время за компьютером. Появятся друзья с такими же интересами, а им то точно будет не до компьютера.

  4. Постарайтесь приучить ребенка к чтению! Книги не только способствуют всестороннему развитию детей, но и действуют как телевизор или компьютер - затягивают. Чтение развивает образное мышление и воображение, расширяет словарный запас, а так же способствует моральному развитию. Практически, все в одном!

  5. Приучите ребенка к прогулкам! Не настаивайте на том, чтобы ребенок сидел дома, настаивайте на прогулках. Пусть в привычку войдет традиция гулять после обеда (если, конечно, у ребенка нет дневного сна), или гулять перед ужином и после ужина. Это очень полезно для здоровья ребенка. Да, действительно, намного спокойней, когда он сидит рядом с Вами на кухне и смотрит мультики или играет на телефоне, Вы его видите, контролируете. Но не идет ли это в ущерб ребенку? Возможно, лучше, если эти пару часов ребенок погуляет, побегает на свежем воздухе? Ведь потом он будет меньше капризничать, легче и быстрее ляжет спать, так как будет применение для его безудержной энергии. Поэтому, гуляйте - это полезно!

  6. И последнее, но не по важности, - показывайте детям положительный пример! Дети, как губки, впитывают все! И как зеркала, все показывают! Поэтому, если Вы обеспокоены тем, что у Вашего ребенка «зависимость» от технических средств, посмотрите, возможно он копирует чье-то поведение? А может быть Ваше? Подумайте, чем Вы занимаетесь в свободное время? Сколько времени Вы проводите за компьютером или планшетом, играя в игры или просматривая новостную ленту в социальных сетях? Читаете ли Вы книги? Есть ли у Вас какое-нибудь увлечение? Может быть Вам нужно что-то поменять? Дети делают то, что видят. А чаще всего они видят действия своих родителей. Поэтому, дорогие родители, гуляйте, читайте, увлекайтесь чем-нибудь, займитесь самообразованием, в общем, показывайте правильный пример поведения ребенку!

 

Успехов Вам, дорогие родители!

 

 

Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

Наш блог

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
26
27
28
29
30
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
01
02
03
04
05
06

Популярные теги

Lalio Логопед Харьков Логопеды Логопеды Харьков Помощь логопеда Психолог Харьков Речь ребенка детский психолог занятия с логопедом занятия с логопедом Харьков консультация врача - логопеда консультация врача - логопеда в Харькове консультация детского психолога консультация детского психолога Харьков консультация логопеда консультация психолога Харьков консультация семейного психолога консультация семейного психолога Харьков лалио лалио Харьков логопед логопед для взрослых логопедические занятия Харьков логопедический сайт развитие ребенка развитие речи развитие речи ребенка речевое развитие семейный психолог формирование речи

Наш адрес

г. Харьков
пр. Гагарина, 4, 1 этаж
Центр развития и коррекции речи
Ирины Коваль
"Lalio"

Запись на первичный приём:
тел. (057) 756-60-49
тел. (097) 294-09-58

Подробнее →