Коррекция речи, логопед, развитие речи, психолог в г. Харьков: центр развития и коррекции речи Ирины Коваль "Lalio"
Главная  //  Родителям о детях  //  Готов ли ребенок к школе?  //  Как развивать речь ребенка перед школой?

Как развивать речь ребенка перед школой?

Рассуждают психолог и логопед Центра развития и коррекции речи "Lalio"

Рассуждают психолог и логопед Центра развития и коррекции речи "Lalio"

Перед школой, первым классом, многие родители начинают обращать пристальное внимание на речь ребенка. Ситуация совершенно понятна: в школе возрастают требования к чистоте речи, а умение излагать свои мысли, делать это грамотно и логично, и вовсе становится одним из важнейших.

        Мы предлагаем ответить на вопросы анкеты для родителей « Готов ли ваш ребенок идти в школу?» (Парамонова Л. Г., Ильина М. Н. Тесты для детей « Готов ли Ваш ребенок к школе » Сборник тестов и развивающих упражнений. 1998г. )

        С помощью этого теста Вы можете достаточно объективно оценить  подготовленность ребенка к школе: сможет ли он учиться в школе, достаточно ли он развит.

Ответьте на вопросы «да» или «нет».

1. Часто ваш малыш заявляет о своем желании идти в школу?

2. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы ( портфель, книги, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?

3. Считаете ли вы , что ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?

4. Общителен ли ваш ребенок как с детьми, так и со взрослыми?

5. Способен ли хорошо запомнить и выполнить устное поручение ( например, по телефону)?

6. Может ли побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?

7. Как относиться к игрушкам и личным вещам ( всегда убирает их или вы устали напоминать ему об этом)?

8. Умеет ли считать до 20 и обратно?

9. Может ли сравнивать числа и предметы?

10. Способен ли складывать и вычитать в пределах 20?

11. Знает ли простые геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)?

12. Умеет ли выделять существенные признаки в предметах ( например, у птицы есть клюв, перья)?

13. Может ли объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом «обувь» слова «сапоги», « туфли», « ботинки»)?

14. Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом ( например, «жарко»-«холодно»)?

15. Умеет ли составлять рассказ по картинкам?

16. Знает ли буквы  и умеет ли читать по слогам?

17. Как декламирует стихи и сказки? ( С трудом и без всякого удовольствия)

18. Умеет ли уверенно пользоваться шариковой ручкой?

19. Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?

20. Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?

21. Рисунки вашего ребенка, как правило, неаккуратные, размашисты и не завершены?

22. Может ли без особого труда собрать разрезанную на несколько частей картинку?

23. Может ли придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу ( например, дерево- ветки, книги- страницы)?

24. Считаете ли вы, что ваш малыш нелюбознателен и плохо усведомлен?

Соотнесите свои ответы с ключом:

- если на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23 ответили « да», то за каждый ответ начислите по одному баллу.

- если на вопросы 2,  6, 7, 17, 21, 24 ответили « нет», то начислите за каждый ответ еще по одному баллу. Подсчитайте общее количество баллов. Если оно составляет:

20-24 балла, то поздравляем! Ваш ребенок готов к школе, ему будет легче справиться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и получению новых знаний.

15-19 баллов - вам следует уделить больше внимания своему малышу, содержание вопросов  либо задания в них помогут вам выбрать нужное направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребенок почти готов к школе.

14 баллов и менее - лучшим советом для вас будет поговорка: «Терпение и труд все перетрут». Помощи и сотрудничества. Погрузитесь вмести с ним в развивающие, занимательные игры, путешествуйте по страницам книг. Все это поможет ребенку достичь успеха и пойти в школу подготовленным.

 

Советы и рекомендации логопеда:

1. Общайтесь со своими детьми! Важно не количество, а качество общения. Задавайте такие вопросы, на которые нельзя отделаться односложными ответами. Отвлекитесь от своих бесконечных проблем, поговорите с малышом.

2. Убираясь в квартире, попросите ребенка найти не меньше 5 -10 слов (названий предметов), где первым был бы какой-то определенный звук. Только помните, что именно звук (не удивляйтесь, если на звук «А» ребенок назовет «огурец» - он прав!)

3. Возвращаясь домой из детского сада, на прогулке, попросите, чтобы малыш назвал предметы которые видит и составил с ними предложения с определенным количеством слов.

4. В супермаркете можно использовать время покупок для плодотворной работы по развитию словаря и звукобуквенного анализа: найти на полках новые или незнакомые фрукты-овощи (например, помело), продукты с определенным количеством звуков или слогов; устроить соревнование - кто больше найдет таких слов.

5. Учите слушать и слышать! Пусть ребенок выполнит Ваше «секретное» поручение, повторит за вами скороговорку. Развивая слуховое внимание, попросите 1 минуту молчать, а затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса.

6. Обязательно читайте вслух!

7. Лепите, рисуйте, раскрашивайте, нанизывайте бусинки (разного диаметра).

И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем.

Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой и, конечно же, система.

Правильная речь - это заслуга не только воспитателя, психолога и логопеда, а, прежде всего, Вас - родителей, тех, кому подражают Ваши крохи, для кого Вы - пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.

Ребёнок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать. Помогите ему развивать и реализовывать свои возможности. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением, будьте терпеливы, доброжелательны. Хвалите, подбадривайте ребёнка и вместе с ним радуйтесь его успехам.

 

Рекомендации психолога:

Всем известно, что в норме речевой аппарат ребенка к школьному возрасту должен функционировать, как у взрослого: речь чистая, звукопроизношение внятное. Вместе с тем, достаточно частое явление, когда родители практически до 6-ти лет умиляются "детскости" речи (шепелявление, смесь "л" и "р" или их отсутствие и т.д.). Но вот за месяц - полгода (кто-то раньше, кто-то позже) до школы начинают осознавать, что другие дети и учителя могут не понять любимое чадо. В таком случае обычно родители резко поднимают планку произношения для ребенка, нервничают, ищут "экспресс-занятия" с логопедом (это означает: побыстрее исправить как можно больше звуков).

Чтобы избежать излишней напряженности по этому поводу в семье, а также невротизации ребенка, есть несколько рекомендаций:

1. Первое, самое главное, правило: с ребенком нужно разговаривать. Рассказывать, объяснять, расспрашивать, дискутировать. Предоставленный сам себе (компьютеру, мультфильмам) ребенок, конечно же, не имеет возможности развивать и совершенствовать свою речь.

2. В раннем возрасте речь взрослых уже должна быть чистой, должна быть образцом для малыша, даже если его неправильное произношение нравится всем окружающим ребенка взрослым: бабушкам-дедушкам, тетям-дядям.

3. В случае, если ребенок до неузнаваемости искажает название предмета, не стоит переходить на его "слова", а следует продолжать называть предмет правильно и четко.

4. С возрастом, после 3-4-х лет, ребенка стоит аккуратно поправлять в неправильном произношении, вводя "так правильно". Это покажет ребенку, что  говорить можно не по-всякому (бабушка и мама и так поймут), а есть речевые нормы. С данной рекомендацией стоит поступать осторожно: если ребенок только-только разговорился, то, конечно, нежелательно требовать от него правильного произношения трехсложных или многосложных слов сразу. Но вот малыша, который разговаривает бегло и много, поправлять вполне можно.

5.   Чтобы речь ребенка развивалась нормально, обязательное внимание нужно уделять пению песен (быстрых и медленных), рассказыванию стихов. Ритмичность, заданный темп, пропевание и протягивание некоторых звуков - прекрасная возможность потренироваться в звукопроизношении, а также погрузиться в определенную эмоцию, получить удовольствие от общения.

            Если же говорить о развитии речи в целом, то, кроме всего вышеперечисленного, полезно будет следующее:

1. Когда это уместно, на вопрос ребенка нужно давать развернутый ответ. лучше всего для этого подходит период "почемучек". Можно объяснять малышу, как и что сделано, из чего сделано, как используется.

2. Дети очень любят, так как их разгадывание носит характер игры - загадки. В загадках зашифровываются предметы, которые описываются с помощью действий с ними, или синонимов, или их главных, существенных признаков. Здорово, если кроме известных всем загадок, ребенок и взрослый смогут придумывать свои.

3. Отлично развивает речь совместное сочинение сказок или придумывание другого конца у известной сказки, так как надо не только повторить, но и описать, обосновать совершенно новое действие и результат действий главных героев.

4. Речь можно развивать, играя с мячом. Помните наши игры из детства "съедобное-несъедобное"? Ребенок ловит мяч, если взрослый называет съедобные предметы и отбрасывает, если несъедобные. А взрослый может хитрить, говорить в рифму, протягивать слова, чтобы были похожи на другие. :) Также данную игру можно трансформировать и "игрушки - не игрушки", "мебель - не мебель" и т.д.

5. Обязательно следует с ребенком рассматривать и "разбирать" картинки в книжках, ведь это еще и визуальная опора рассказам взрослого. Где кто изображен на картинке, во что он одет (названия предметов, цвета и формы). Где расположен предмет ("над", "под", "в", "за", "перед" и т.д.). Какие материалы (зайчик - мягкий, камень, дерево - твердые и т.д.).

6. Совместное фантазирование развивает и воображение ребенка, и его мышление, и, конечно же, речь.  Ведь не так легко выразить словами то, чего вообще не видел, и чего вообще никогда не было (например, " представь, если бы... собаки были большими, а люди - совсем маленькими" и т.д.).

И, самое главное, все описанные нами занятия, кроме развития речи, еще и значительносближают взрослого и ребенка, способствуют созданию теплой и доверительной атмосферы между ними. А это - главный фактор, залог развития маленького человека.

 

 

Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

Наш блог

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
28
29
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01

Популярные теги

Lalio Логопед Харьков Логопеды Логопеды Харьков Помощь логопеда Психолог Харьков Речь ребенка детский психолог занятия с логопедом занятия с логопедом Харьков консультация врача - логопеда консультация врача - логопеда в Харькове консультация детского психолога консультация детского психолога Харьков консультация логопеда консультация психолога Харьков консультация семейного психолога консультация семейного психолога Харьков лалио лалио Харьков логопед логопед для взрослых логопедические занятия Харьков логопедический сайт развитие ребенка развитие речи развитие речи ребенка речевое развитие семейный психолог формирование речи

Наш адрес

г. Харьков
пр. Гагарина, 4, 1 этаж
Центр развития и коррекции речи
Ирины Коваль
"Lalio"

Запись на первичный приём:
тел. (057) 756-60-49
тел. (097) 294-09-58

Подробнее →