Коррекция речи, логопед, развитие речи, психолог в г. Харьков: центр развития и коррекции речи Ирины Коваль "Lalio"
Главная  //  Родителям о детях  //  Развитие и коррекция речи  //  Ребенок не разговаривает. Что делать?  //  Как помочь ребенку заговорить?

Как помочь ребенку заговорить?

            Cитуация, в которой ребёнок всё время молчит может быть противоречива. Ребёнку может быть комфортно молчать, его и так все понимают и варианты ответов сами взрослые предлагают. В ответ малышу лишь надо кивнуть или жестом указать.
           Позднее начало использования речи ребёнком, возможно и как вариант нормального развития. Но это может быть характерно для одной семьи. Где наследственный фактор является ведущим в предрасположенности к нарушении речи. В этом случае ребёнок понимает обращённую речь (соответственно возрасту) выполняет инструкции (дай, возьми, положи) и активно пользуется жестами.
           К сожалению, чаще всего задержка развития речи сигнализирует об отклонении в развитии.

         Причинами задержки речевого развития (или полного отсутствия речи) могут быть

  • расстройства аутистического спектра (ребёнок не пользуется жестами и не использует речь для выражения своих эмоций, при этом он активно, на распев поёт разные звуки и его речь совсем не понятна взрослым).
  • Задержка психического развития (проявляется в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, быстрой пересыщаемостью, задержкой речи).
  • Нарушение слуха (наличие физического слуха в последствии речевого слуха, является необходимым условием для нормального овладения речью).
  • Моторная и сенсорная алалия (полное или частичное отсутствие речи при нормальном слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребёнка).
  • Дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой.Страдают практически все группы звуков.Речь нечёткая, смазанное звукопроизношение, нарушение голосообразование и изменение темпа речи).
  • Общее недоразвитие речи (ОНР- системное нарушение речевой сферы (звукопроизношение, фонематические процессы,грамматический строй речи, лексика) при нормальном слухе и сохранном интелекте.
  • Некоторые генетические заболевания и хромосомные нарушения.

            Что именно вызвало нарушение речи в вашем случае, определит только специалист-логопед. Возможно, понадобится и консультация невропатолога, отоларинголога.

            Уважаемые родители!

            Вас должно насторожить и подтолкнуть к решительным действиям тот факт, что до 12 месяцев у вашего ребёнка не была сформирована лепетная речь (лепет подготавливает органы артикуляции к активным и тонким действиям, которые необходимы для сложных речевых движений), в полтора года малыш не знает названий окружающей среды, не выполняет простые инструкции. В два года словарный запас составляет менее 10 слов, а к трём годам не пользуется фразовой речью (из 2-3х слов в предложении).

            С момента рождения Вам следует проявлять инициативу в общении с ребёнком, развивать и подключать анализаторы восприятия :

            Зрительный (использовать яркие предметы в плавных движениях вверх-вниз, влево-вправо. Игра «Прятки», т. п.).

            Тактильный ( в головном мозге центры, отвечающие за речь и тонкие движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем отделы мозга, активируем и соединение зоны, которые отвечают за речь. Начинать надо с массажа фалангов пальчиков, после нанизывание бусинок, перебирание мелких предметов, различение свойств на ощупь – шершавый, гладкий, колючий, холодный т.д.) Подробнее о развитии мелкой моторики читайте статью "Змеечки, застежки..."

            Слуховой (все упражнения, движения сопровождаются стишками, потешками, песенками. Различение на слух тембра и силы голоса, громко-тихо, ласково-грозно т.д.).

           Речедвигательный (используя игровые приёмы предложить ребёнку показать сказку «О весёлом язычке», где сможете в полном объёме увидеть точность выполнения упражнений, переключаемость с одного упражнения на другой). Зная такие нюансы можно прогнозировать, будет ли в последующем нарушено звукопроизношение вашего малыша. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины, значит можно тренировать и мышцы губ и языка с помощью артикуляционной гимнастики.  Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков.

            Стимулировать развитие речи необходимо обращая внимание на неречевые звуки, которые нас окружают (капает вода кап-кап, звенит комарик-зззззззз); речевые звуки (предлагайте проговаривать односложные слова – там, вот, кот, дед, баба т. д. В последующем слова усложняются слоговой структурой и грамматическими категориями -вода, котик; фразой из двух слов – это папа; там котик; дай, мишку, т.д.).

            Мотивировать речевое общение ребёнка можно и нужно с раннего возраста. Чёткая и внятная речь взрослого является примером для подражания малыша. И ещё, используйте альтернативные вопросы, типа : «Ты хочешь воду или сок?». При такой формулировке вопроса создается вербальная ситуация с элементами имитации. Малыш слышит подсказку в вопросе и повторяет нужное ему слово. Тем самым Вы повышаете его самооценку, развиваете мышление, умение высказывать свои желания, ощущения. Вы принимаете его выбор и выполняете его просьбу (он ведь ваши просьбы часто выполняет).


            Взрослые, внимательно следите за тем, как развивается ваш ребёнок. Заметив какие-либо тревожные или просто непонятные особенности поведения ребёнка, обратитесь за консультацией к специалисту.


            Желаю успехов!

 

 

Наш блог

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
28
29
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01

Популярные теги

Lalio Логопед Харьков Логопеды Логопеды Харьков Помощь логопеда Психолог Харьков Речь ребенка детский психолог занятия с логопедом занятия с логопедом Харьков консультация врача - логопеда консультация врача - логопеда в Харькове консультация детского психолога консультация детского психолога Харьков консультация логопеда консультация психолога Харьков консультация семейного психолога консультация семейного психолога Харьков лалио лалио Харьков логопед логопед для взрослых логопедические занятия Харьков логопедический сайт развитие ребенка развитие речи развитие речи ребенка речевое развитие семейный психолог формирование речи

Наш адрес

г. Харьков
пр. Гагарина, 4, 1 этаж
Центр развития и коррекции речи
Ирины Коваль
"Lalio"

Запись на первичный приём:
тел. (057) 756-60-49
тел. (097) 294-09-58

Подробнее →