Коррекция речи, логопед, развитие речи, психолог в г. Харьков: центр развития и коррекции речи Ирины Коваль "Lalio"
Главная  //  Родителям о детях  //  Развитие и коррекция речи  //  Интонация: сомневаемся, восхищаемся, удивляемся!

Интонация: сомневаемся, восхищаемся, удивляемся!

Как приятно общаться с тем человеком, который говорит чисто, правильно, легко находит нужные слова, прекрасно рассказывает, чья речь выразительна.

А что же такое - выразительная речь? Выразительной можно назвать ту речь, которая выражает наше эмоциональное состояние. Если нам весело, то и голос у нас веселый, если грустно, и голос грустный. Выразительно говорить - говорить ярко, образно, эмоционально, привлекая внимание слушателей. Голос человека, то, как он звучит, может помочь нам узнать больше, чем его слова.Давайте попробуем сказать одну и ту же скороговорку с разной интонацией:

Цыпленок с курицей

Пьют чай на улице.

С удивлением: слыханное ли дело

С восхищением: вот здорово!

С безразличием - подумаешь, невидаль какая

Заметили, как меняется наш голос, как меняется интонация, с которой мы произносили одну и ту же скороговорку: то удивленно, то восхищенно, а то и вовсе безразлично. Вместе с интонацией изменялась мимика, менялись жесты. Значит, если мы, разговаривая или рассказывая что - то будем грамотно пользоваться интонацией, помогая себе мимикой, наша речь станет выразительной и нас интересно будет слушать.

Подвижность нашего голоса, его высота, громкость, тембр и темп речи являются важнейшими средствами интонационной выразительности. Они создают своеобразный мелодический рисунок каждого слова и фразы, придают нашей речи музыкальность. Сила голоса и интенсивность звучания передают внутренне напряжение говорящего. Темп речи может быть быстрым и медленным. Темп часто передает характер, а тембр - настроение. Например, растягивая ударный гласный, мы как бы подчеркиваем свою уверенность:

Она прие - едет.

А если произносим ударный гласный кратко, но очень энергично, то выражаем категорическое утверждение:

Она приЕдет!

Тембр голоса часто изменяется в зависимости от нашего настроения, от того, как весело, грустно, спокойно или равнодушно мы говорим. Таким образом, одна и та же фраза может звучать совершенно по-разному: быстро и медленно, высоким или низким тоном, громко или тихо, радостно или грустно.

Интонация часто выражает чувство и настроение человека. Не случайно ее называют эмоциональной окраской речи. Каждый человек является художником своей речи. Трудно, невозможно сосчитать, сколько разнообразных интонационных красок и оттенков есть в его эмоциональной палитре. Чем больше мы читаем, соприкасаемся с искусством, путешествуем, познаем окружающий мир, тем ярче и выразительней наша интонация. С помощью интонации человек может выразить не только чувство, но и смысл того, о чем он говорит. Например, с помощью интонации мы можем утверждать, задавать вопросы, выражать радость, восхищаться, что - либо уточнять, выражать сомнения, звать кого-то, дразнить и многое другое.

Упражнение «Футбол». Давайте произнесем текст упражнения с указанной интонацией.

Сказала тетя: «Фи, футбол!» (презрительно)

Сказал а мама: «Фу, футбол!» (недовольно)

Сестра сказала: «Ну, футбол...» (с сомнением)

А я ответил: «Во! Футбол!...» (с одобрением)

В письменной речи интонацию нам подсказывают слова- определения, а также знаки препинания.

Упражнение. Передайте интонацией следующие знаки препинания

Да. Да! Да?

Предложения могут быть простыми и сложными. Простые предложения бывают повествовательными, побудительными и вопросительными (к тому же они могут быть восклицательными). Интонация простых предложений достаточно ясна. А сложные предложения более разнообразны по своей структуре, а так же по интонации. Выделим из общего числа три основных вида интонации: повествовательную, вопросительную и восклицательную.

Упражнение. Давайте разберемся, в чем особенность каждого вида интонации.

Убежало молоко.

Убежало молоко?

Убежало молоко!

На точке в конце повествовательного предложения голос понижается.

Упражнение. Прочитайте следующее предложение вслух. В конце каждого предложения, на точке, понижайте голос и делайте паузу - остановку в тексте.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо плачет темный лес.

В вопросительном предложении наибольшее повышение голоса приходиться на то слово, в котором заключается смысл вопроса.

Упражнение. Прочитайте вслух следующее предложение. Обратите внимание на подчеркнутые слова. Повышайте на них голос. Подумайте, как меняется при этом смысл вопроса.

Мы едим в лес?

Мы едим в лес?

Мы едим в лес?

В восклицательном предложении голос к концу повышается.

Упражнение. Потренируйтесь в чтении восклицательных предложений на следующих текстах.

Приехали! приехали!

Родители приехали!

С конфетами, с орехами

Родители приехали!

Наша речь становится убедительной, когда слова и интонация согласованы между собой. А вот если слова и интонации не согласованы, то у человека, к которому обращаются, могут сразу возникнуть сомнения. Послушайте и скажите, верите ли Вы, что:

- Это очень хорошая новость. (Выражение лица грустное).

- Я твой самый лучший друг. (Выражение лица злое).

- Какой замечательный подарок (Радостное выражение лица).

А что было бы, если бы все люди говорили с одинаковой интонацией? Речь была бы скучной, было бы неинтересно слушать друг друга и было бы непонятно, в каком настроении находится собеседник. А ведь мы можем быть веселыми, грустными, можем вежливо попросить, а иногда, случается, и грубим, сердимся.

Стать интересным собеседником возможно, сделав свою речь более выразительной. И слушать такого собеседника - одно удовольствие, ведь очень важно, что и как мы говорим.




Литература:

1. Бугаева З.Н. Занимательные игры и творческие задания для развития устной речи и дикции. Д.,2006.

2. Лазаренко И.О. Диагностика коррекция выразительности речи детей. М., 2009

Наш блог

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
28
29
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01

Популярные теги

Lalio Логопед Харьков Логопеды Логопеды Харьков Помощь логопеда Психолог Харьков Речь ребенка детский психолог занятия с логопедом занятия с логопедом Харьков консультация врача - логопеда консультация врача - логопеда в Харькове консультация детского психолога консультация детского психолога Харьков консультация логопеда консультация психолога Харьков консультация семейного психолога консультация семейного психолога Харьков лалио лалио Харьков логопед логопед для взрослых логопедические занятия Харьков логопедический сайт развитие ребенка развитие речи развитие речи ребенка речевое развитие семейный психолог формирование речи

Наш адрес

г. Харьков
пр. Гагарина, 4, 1 этаж
Центр развития и коррекции речи
Ирины Коваль
"Lalio"

Запись на первичный приём:
тел. (057) 756-60-49
тел. (097) 294-09-58

Подробнее →