Коррекция речи, логопед, развитие речи, психолог в г. Харьков: центр развития и коррекции речи Ирины Коваль "Lalio"
Главная  //  Родителям о детях  //  Развивающие игры "своими руками"  //  "Игрушечное" развитие. Что можно развить с помощью игрушек.

"Игрушечное" развитие. Что можно развить с помощью игрушек.

 Игрушки бывают разные. Для мальчиков и девочек. Для маленьких и взрослых. Для души, для улыбки, для пользы. А есть игрушки для развития. Что это за игрушки? Что они развивают? И, самое главное, каковы правила пользования такими игрушками? Об этом подробнее.

            Развивающая среда, развивающие занятия, развивающая мебель, развивающие игры, игрушки, пособия. Осталось сделать развивающими питание, одежду, воздух и т.д. В последнее время слово «развитие» используется, где только можно и где нельзя. Чтобы «пробудить» родительскую сознательность, реализовать какой-то продукт, товар, услугу. При частом использовании понятия «развитие» мы забываем об истинном его значении. Что же такое развитие? Это процесс появления новых качеств, умений, возможностей для удовлетворения потребностей, желаний, неудовлетворенностей. Проще говоря, малышу что-то надо, хочется, чего-то не хватает, и он должен постараться сделать то, чего раньше не делал, для того, чтобы получить то, что он так хочет, что ему надо. Начинает ползать, чтобы достать любимую игрушку, делает первые шаги, чтобы поскорей обнять маму, соединяет звуки в слово «ДАЙ», чтобы получить желаемое с дальней полки шкафа. Стимул из внешней среды - усилие - новое качество, возможность, умение, навык. Таким способом малыш развивается физически, психически, и формируется его личность. Постоянно, поэтапно, каждое новое качество является основой для появления следующих. С помощью взрослых, стимулов из окружающего мира и, в частности, с помощью игрушек.

            Ощущения, восприятие. С самого рождения малыш активно познает мир вокруг. Он учится видеть. Очертания, формы, размеры, цвета со временем складываются в зрительные образы. Размытый круг с ореолом из волос, с улыбкой и глазами, светящимися любовью - это мама, то есть, это тепло, еда, уют и когда совсем не страшно. Малыш прислушивается, слушает, слышит. Голоса людей, музыку, звуки улицы. Создаются слуховые образы, из общего потока выделяются речевые звуки, слова, формируется понимание речи. А еще малыш хватает, трогает, гладит, бросает - познает мир на ощупь, тактильно. Пробует на вкус, облизывает, нюхает. Новые ощущения, образы, опыт, такие необходимые для дальнейшего развития. Вот почему погремушки, хваталки, звенелки, стучалки, пищалки не просто прихоть, развлечение, а необходимость. Большие или маленькие, твердые, мягкие, гладкие, шершавые, пушистые, звенящие, жужжащие, стучащие, деревянные, пластиковые, плюшевые. Только с помощью них можно познакомить ребенка с разнообразием действительности. Простые на первый взгляд игрушки творят настоящие чудеса: манипулируя ними, малыш совершает первые открытия, познает закономерности, делает первые в жизни выводы. Круглые предметы катятся, из квадратных можно построить башенку, в рот помещается только одна игрушка, но если хорошо постараться... И все это путем проб и ошибок, многократных попыток.
             Память, внимание, мышление. В первые годы жизни ребенка развитие и его собственные действия неразрывно связаны между собой. В процессе развития совершенствуются действия. В процессе деятельности происходит развитие. Захотел, сделал, получил, повторил, повторил с другими предметами, в другой ситуации, научился. Конечно, очень хочется включить телевизор, засунуть папин телефон в стиральную машину, или, что более гуманно, сложить пирамидку, собрать сортер, построить башню из кубиков. Но для этого надо встать, дотянуться до нужных кнопок, узнать, как открывается машинка, подобрать нужные колечки по размеру, найти фигуру треугольной формы для треугольного отверстия. А нажимать кнопки включения можно не только на телевизоре, но и на телефоне, и другой бытовой технике, открыв однажды одну дверь, можно открыть и все остальные. Только для этого надо внимательно проследить за своими действиями, и самое главное, потом вспомнить, как все происходило, чтобы повторить. Чем интереснее занятие, игрушка, тем больше внимания уделяет этому малыш - развиваются устойчивость, концентрация внимания. Чем больше действий совершает и должен совершить ребенок, тем больше ему надо запомнить, чтобы в нужное время припомнить - увеличивается объем непроизвольной памяти. Растет малыш, растут его возможности и интересы, усложняются игры и игрушки - паззлы, настольные игры с четкими правилами. Чтобы все получилось, чтобы победить, надо быть особо внимательным, надо хорошо все запоминать - отличный способ для формирования произвольного внимания и произвольной памяти.
             Манипуляции с игрушками, игровые действия - необходимое условие для развития мышления. Нажал на кнопочку - заиграла музыка, толкнул мячик ножкой - он покатился, задев при этом мамин цветок в горшке, постучал совочком по ведерку с песком - получилась башенка. Таким способом малыш знакомится с причинно-следственными связями между предметами, явлениями. Складывая усердно пирамидку, матрешку, собирая рамки-вкладыши, кубик-сортер, маленький исследователь узнает о свойствах предметов, учится соотносить, сравнивать, обобщать. А масштабные постройки из различных деталей конструкторов? Придумать, составить план, воплотить в реальность, учитывая закономерности, внутреннюю логику предметов (сначала ставим стены, а потом крышу, иначе не получится).
             Речь. Малыш учится говорить только у взрослого, слушая слова, фразы, обращенные к нему, подражая действиям, получая эмоциональную поддержку. Но в процессе формирования речевой функции у ребенка сложно обойтись без верных помощников - игрушек. Всевозможные звуковые игрушки-погремушки хорошо развивают физиологический слух, слуховое внимание, необходимые для формирования восприятия звуков речи. Как весело повторять за плюшевыми и не только зверушками (коровками, лошадками, свинками, собаками, кошками) их веселый язык - «му-му», «гав-гав», «хрю-хрю», а там и до первых слов недалеко. И вообще, подражать взрослым, что является главной предпосылкой развития речи, гораздо интересней, когда есть игрушки-имитаторы - точно такой же пылесос, тостер, миксер как у мамы, практически настоящие инструменты, мобильный телефон, электромобиль круче, чем машина у папы. Домики с мебелью, фигурки людей, животных, сказочных персонажей, игровые наборы - парковки для машин, аптечки, кассовые аппараты, помогают ребенку строить диалоги, общаться охотно, свободно, без зажимов, страхов, сопротивления.
Игрушки - это здорово! Игрушки - это необходимо! Для полноценного, всестороннего, интересного, насыщенного развития. Только если их правильно, грамотно использовать.
- Качество превыше всего. Качество и безопасность. Чем младше ребенок, тем больше у него прав знакомиться с игрушкой разными способами - лизнуть, понюхать, пожевать. Поэтому игрушка должна заботиться о здоровье малыша. Нетоксичные материалы, адекватность звука, гармония цветовых сочетаний, реалистичный, доброжелательный, привлекательный внешний вид.
-Игрушка - это посредник. Никакая игрушка не будет развивать ребенка сама по себе, только потому, что она есть, без участия взрослого человека в процессе игры. Именно взрослый показывает, дает образец, заинтересовывает, подталкивает малыша к открытиям и достижениям с помощью верного друга и соратника - игрушки.
 - Игрушка должна быть интересна ребенку. Малыш в большинстве случаев инстинктивно выбирает для себя те виды деятельности, которые максимально развивают его в данный момент. Поэтому необходимо прислушиваться к интересам и предпочтениям ребенка. Но ...
- Разнообразие лучше, чем большое количество. Малышу никогда не помешает ненавязчиво предложенная родителями альтернатива, новая игрушка, новое занятие, новый способ игры. Пусть у ребенка будет выбор.
- Всему свое время и место. У каждой игрушки есть свое предназначение, своя функция. Все случится, состоится, если произойдет в нужное время, когда ребенок к этому готов, и в нужном месте, когда не будет вокруг отвлекающих хаоса и беспорядка. Простая пирамидка вряд ли вызовет огромный интерес у шестилетнего дошколенка, а сложный конструктор с мелкими деталями точно не принесет пользы двухлетнему карапузу. Выбираем игрушки соответственно возрасту, интересам и возможностям ребенка.
             Главное не забывать, развивающей игрушка будет только тогда, когда она будет на шаг впереди, немножко сложной для малыша. И играя с ней, прилагая усилия, достигая поставленных целей, ребенок обязательно чему-то научится.

 

Наш блог

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
26
27
28
29
30
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
01
02
03
04
05
06

Популярные теги

Lalio Логопед Харьков Логопеды Логопеды Харьков Помощь логопеда Психолог Харьков Речь ребенка детский психолог занятия с логопедом занятия с логопедом Харьков консультация врача - логопеда консультация врача - логопеда в Харькове консультация детского психолога консультация детского психолога Харьков консультация логопеда консультация психолога Харьков консультация семейного психолога консультация семейного психолога Харьков лалио лалио Харьков логопед логопед для взрослых логопедические занятия Харьков логопедический сайт развитие ребенка развитие речи развитие речи ребенка речевое развитие семейный психолог формирование речи

Наш адрес

г. Харьков
пр. Гагарина, 4, 1 этаж
Центр развития и коррекции речи
Ирины Коваль
"Lalio"

Запись на первичный приём:
тел. (057) 756-60-49
тел. (097) 294-09-58

Подробнее →