Коррекция речи, логопед, развитие речи, психолог в г. Харьков: центр развития и коррекции речи Ирины Коваль "Lalio"
Главная  //  Родителям о детях  //  Играем с пальчиками - развивиаем речь и не только

Играем с пальчиками - развивиаем речь и не только

Несмотря на то, что пальчики и язык, находятся на определенном расстоянии друг от друга и выполняют разные функции, они тесно связаны между собой. Потому что нервные центры пальцев рук и речевые центры в головном мозге находятся рядышком. Манипулируя, играя, воздействуя на мелкую моторику пальцев одной-двух рук, мы таким образом посылаем импульсы в головной мозг обеих полушарий, мы волшебным образом стимулируем развитие речи. А как можно эффективно и без особых усилий развивать пальчики ребенка? Конечно, с помощью игрушек!

 

  Малыш овладевает собственными руками не сразу. Сначала он их у себя обнаруживает — что-то мелькает перед глазами, а еще иногда царапается, когда вовремя ногти не подстригут. После чего руки сначала пробуются на вкус, а еще интересно, поместится ли целый кулак в рот. А потом начинаются творится настоящие чудеса, ведь с помощью рук можно что-то притянуть, достать, схватить, удержать. И самое главное, погладить, пощупать, обнять. А сколько вокруг мелких предметов! Как хочется их всех зажать в кулачок, или разбросать по всей комнате. С каждым новым испытанием крепнут пальцы, и руки становятся настоящими помощниками для ребенка.
         Для знакомства малыша с пальчиками, можно предложить следующую игру, используя элементы массажа (когда ребенок подрастет предложить самомассаж). Вращательные движения по фалангам пальчиков от мизинчика к большому одной, затем другой руки.

Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинный,
Этот пальчик сильный,
Этот пальчик толстячок,
А все вместе в кулачок.


          Двигаясь по ладошке можно использовать мячик с колючками, каштан, орех, проговаривая: 

Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошке он бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
И по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Он бежит туда-сюда,
Тебе щекотно — да, да, да!
Уходи, колючий ёж,
В темный лес, где ты живёшь.


          Такие упражнения с пальчиками увлекают и побуждают к взаимодействию со взрослыми даже самых маленьких крох. Проговаривание, «оречевление» деятельности дает больший эффект (включаются слуховой, зрительный речевой и кинестетический анализаторы). Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта, увлекают и побуждают его к общению.

          Необыкновенно привлекательными являются изобразительные игры с красками. Они позволят крохе собственноручно и, главное, довольно быстро получать результат своих художественных импровизаций.
Динамическая пальчиковая игра
даёт возможность отрегулировать механизм регуляции тонуса и сокращения мышц.

О-хи-ох. О-хи-ох.
До-ста-ёт И-ван го-рох

Опускаем в зеленую краску кончики всех
пальцев обеих рук и одновременно, в быстром темпе
печатаем на листе в такт стихам округлые пятна:
сначала большими, потом — указательными,
средними, безымянными и мизинцами.


О-хи-ох. О-хи-ох.
Рас-ка-тил-ся весь го-рох.

Движения и темп повторяются,
но в обратном порядке: от мизинца к большому.
 

У-хи-ух. У-хи-ух.
Со-би-рал го-рох пе-тух.

Сухими, чистыми кончиками пальцев
обеих рук (от больших пальцев до мизинцев
поочередно) имитируя сбор горошин.

Ы-хи-их. Ы-хи-их
Го-рох кле-вал он за дво-их!

Выполняем имитацию сбора горошин от мизинца
с большим пальцем обеих рук.

           Очень полезны одновременные действия руками, которые сопровождаются стихами и согласуются с ритмом стихотворения. Речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Движения рук без остановки, направляемое ритмом стихотворения, дарит малышу радость и обеспечивает необходимую умственную и мускульную тренировку.

           «Ай лю-ли!»

           Перед началом игры на равном расстоянии от каждого игрока ставится игрушечная лошадка.

 Ай лю-ли!

На первый слог партнеры хлопают в ладоши,
на второй и третий слоги касаются друг друга
противоположных рук (один правой, другой левой)

 Ай лю-ли!

На первый слог партнеры хлопают в ладоши,
на второй и третий слоги касаются друг друга
ладонями противополжных рук (один правой, другой левой)

 На лу-гу ко-ней пас-ли

На первое слово партнеры хлопают в ладоши,
на второе слово — совершают перекрестный хлопок и т. д.

- Белый

Первый партнер произносит слово и на каждый слог хлопает в ладоши.

 - Се-рый

Второй партнер произносит слого и на каждый слог хлопает в ладоши.

 - Во-ро-ной

Оба партнеры произносят слово и на каждый слог одновременно хлопают в ладоши

 - Где е-ще о-дин, гне-дой?

Первый партнер задает вопрос.
При этом он вытягивает вперед руки и на каждый слог ударяет
ладонями по ладоням второго партнера, который держит их перед собой.

- Я не ви-дел.

Второй партнер произносит ответ,
при этом на каждый слог хлопает в ладоши и оставляет ладони рук сложенными перед грудью.

 - Я ви-дал!

Первый партнер произносит свое утверждение, при этом на каждый слог хлопает в ладоши и оставляет ладони рук сложенными перед грудью.

- В поле конь тот ускакал!

Оба партнеры вместе произносят эти слова и по их окончании стараются схватить игрушечную лошадку. Тот, кто оказался быстрее, выиграл.

           Когда малыш дорос до стола или маминой кухни, развиваем мелкую моторику бытовыми действиями. Нарезам овощи и фрукты понарошку, а можно и по-настоящему. На верёвочку вывешиваем папины платочки, свои носочки, закрепив прищепками. Пересыпаем крупы из разных емкостей. И вообще можно отправиться на поиски сокровищ (используем бассейн из сыпучих круп). Если действовать двумя руками сразу, открываются новые возможности и новые банки, бутылки, коробки, секреты. С помощью соотносящих движений правой и левой руки формируются связи между правым и левым полушарием, что развивает психику ребёнка в целом.

          Пуговицы, застежки, шнурочки — тоже отличные помощники в развитии тонких движений пальцев рук. Только надо удержаться от желания лишний раз помочь малышу, сделать посильную работу за него, облегчить жизнь с помощью липучек (Дополнительно о развитии мелкой моторики здесь).

          Основная нагрузка на мышцы рук детей происходит в период подготовки руки к письму и в процессе обучения правописанию. Главная задача взрослых — чередовать виды деятельности и отдых, сделать рутинные, повторяющиеся действия более интересными, привлекательными для ребенка. Для этого идеально подходит моделин. Лепим колбаски, шарики, фигурки. А чтобы ребенок не путал элементы букв, можно использовать упражнения с трафаретом. С помощью раскрасок, штриховок, аппликаций можно заодно развивать речь, мышление, логику и воображение.

          Хорошим помощником может стать спирограф. Используя цветные ручки ребёнок учится правильно удерживать, зажимая пальчиками ручку. Малыш развивает волевые качества, вращательно-круговые движения кисти руки, зрительный контроль, самоконтроль, который так необходим в обучающем процессе на занятиях.

         Самое главное, все должно быть в удовольствие.

 

 

 

Наш блог

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
28
29
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01

Популярные теги

Lalio Логопед Харьков Логопеды Логопеды Харьков Помощь логопеда Психолог Харьков Речь ребенка детский психолог занятия с логопедом занятия с логопедом Харьков консультация врача - логопеда консультация врача - логопеда в Харькове консультация детского психолога консультация детского психолога Харьков консультация логопеда консультация психолога Харьков консультация семейного психолога консультация семейного психолога Харьков лалио лалио Харьков логопед логопед для взрослых логопедические занятия Харьков логопедический сайт развитие ребенка развитие речи развитие речи ребенка речевое развитие семейный психолог формирование речи

Наш адрес

г. Харьков
пр. Гагарина, 4, 1 этаж
Центр развития и коррекции речи
Ирины Коваль
"Lalio"

Запись на первичный приём:
тел. (057) 756-60-49
тел. (097) 294-09-58

Подробнее →