Коррекция речи, логопед, развитие речи, психолог в г. Харьков: центр развития и коррекции речи Ирины Коваль "Lalio"
Главная  //  Родителям о детях  //  Психологическая работа  //  Я сам! Воспитание самостоятельных родителей.  //  Я познаю мир, или держите меня семеро!

Я познаю мир, или держите меня семеро!

            Подумайте о своем детстве... Какое Ваше самое раннее детское воспоминание? Вы катаетесь на санках, на качелях, упали и разбили коленку, сидите в песочнице или Вас ругают родители? И скорее всего Вам 3 года? Интересно, что 75% людей, к своим первым детским воспоминаниям относят воспоминания раннего детства, т.е. возраста от 1 до 3 лет. Почему же мы ничего (или почти ничего) не помним до этого возраста? Все дело в том, что именно в этом возрасте мы по-настоящему познаем мир. Детское развитие скачкообразно. Есть некий «толчок», который как-бы задает развитие, через некоторое время происходит следующий «толчок» и т.д. Когда мы говорим о раннем детстве, мы имеем ввиду два таких «толчка»: кризис первого года жизни и кризис 3-х лет.

            Кризис 1-го года жизни. Это тот «толчок», который переводит нас к следующему этапу развития. Это переходный период от младенческого возраста к возрасту раннего детства. Почему это кризис? Потому что ребенок уже очень хочет познавать окружающий мир, но у него нет достаточно возможностей для этого. Он не может достать все, что хочет, не может что-то поймать, догнать, т.е. ребенок хочет, но не может! Вот что мы, взрослые дяди и тети, делаем, когда у нас что-то не получается? Бывает мы злимся, нервничаем. Так и дети, они злятся, нервничают, только выражают они это по-другому. Так же дети нервничают, когда родители не понимают их, их желаний, слов, жестов, или понимают, но не выполнят то, что хотят дети. Кроме аффективных реакций, ребенок проявляет еще и непослушание. Оно выражается в том, что ребенок с упорством начинает повторять те действия, которые родители запретили ему выполнять. И что же делать, спросите Вы? Дорогие родители, все очень просто: терпение и выдержка. Позвольте ребенку узнавать окружающий мир, дайте ему проявлять свою самостоятельность. Это как раз то время, когда это нужно. Иначе в будущем есть вероятность, что вы не добьетесь от ребенка никакой самостоятельности. Не нужно его уж очень сильно контролировать. Конечно, вы родители, переживаете за свое чадо, и вы знаете, например, что землю есть нельзя, облизывать дерево нежелательно и бежать за собакой тоже не стоит, но ребенок этого не знает и не узнает, если не попробует. Конечно, есть вещи, от которых ребенка нужно оградить, но знать границы тоже нужно. Дайте ему лизнуть ножку стула, найдите терпеливую и любящую детей собаку, пусть ребенок подергает ее за хвост. Требует ложку и хочет есть сам? Дайте ему ложку, оденьте его в ту одежду, которую не жалко будет запачкать кашей, и сами тоже переоденьтесь. Да, сам ребенок, стены и даже Вы можете быть в каше, но уж пусть лучше так, чем в 5 лет Вы все еще будете кормить его с ложечки. Ну а если Вы уже что-то запрещаете ребенку, запрещайте всегда, при любых обстоятельствах, и родственников тоже предупредите, что Вы что-то запрещаете. Требования должны быть последовательными! Если Вы запрещаете есть конфеты до еды сегодня, запрещайте и завтра и послезавтра. И пусть остальные члены семьи тоже запрещают.
            Кроме того, стоит отметить, что в этом возрасте есть несомненный, огромный плюс. Ребенок начинает говорить! Правда говорит он на своем языке. Но это уже первый шаг! Да, и не ждите, что ребенок начнет говорить все сразу и предложениями! Речь годовалого ребенка отличается по звуковой форме и смыслу, но по звучанию напоминает взрослую речь. Это могут быть совсем странные и непохожие слова, например, «потяпа» - читать, или слова-обрывки («ка» - каша), или искаженные слова («тити» - часы) или же звукоподражание. Однако стоит учитывать, что ребенок вкладывает в слова совсем другой смысл, чем взрослые. Ребенок еще не может обобщать предметы так как мы, у него своя логика и поэтому его слова становятся многозначными и ситуативными. Есть один классический пример, который описал еще Чарльз Дарвин, наблюдая за своим внуком. Гуляя с внуком по парку, он наблюдал возникновение нового слова. Мальчик, восхищенный открывшимся видом на пруд, по которому плавала утка, произнес: «Уа». Это слово он повторил дома, увидев пролитое на столе молоко, а затем начал так называть всякую жидкость. Однажды он играл со старыми монетами с изображением птиц и тоже назвал их «уа». И затем все маленькие, круглые, блестящие предметы получили то же название. Таким образом, можно увидеть, что речь годовалого ребенка многозначна и ситуативна.
              Итак, что же нужно делать родителям годовалого ребенка? Во-первых, давать проявлять самостоятельность, во-вторых, создавать последовательные требования, и в-третьих, самое главное - запастись терпением!
              Но наше развитие на кризисе не останавливается. У ребенка возникает потребность разобраться в том, как функционирует предмет, что он делает и что с ним можно делать. Однако он не может узнать об этом без помощи взрослых, поэтому взрослый должен помочь и научить. На этом этапе развития ребенка, предмет становится главным, ребенок видит родителей через него. У ребенка развивается, так называемый, предметный фетишизм. Это видно, когда ребенок играет, он постоянно смотрит на предмет, контролирует его. Взрослый отступает на второй план. Все общение сводится к объяснению того, как и что можно делать с предметом. Уже где-то в 1,5 года ребенок начинает говорить на «взрослом» языке, а не на своем непонятным. Но! Непонятная детская речь может перейти во взрослую только в том случае, если взрослые общаются с ребенком на «взрослом» языке. Если же общения ребенка со взрослым недостаточно, или, наоборот, родители общаются с ребенком на его языке и удовлетворяют все его потребности, освоение речи замедляется! То есть, у ребенка нет мотивации учиться говорить на «взрослом» языке, т.к. его понимают и так! Освоение взрослой речи так же замедляется в том случае, если в семье есть еще маленькие дети (погодки или близнецы). В таких случаях дети больше общаются друг с другом и поэтому освоение «взрослой» речи замедляется, ведь они друг друга понимают. Еще бывают ситуации, когда старший ребенок переводит родителям, что сказал младший. Поэтому, родители, общайтесь с детьми, создавайте ситуации, когда вы их не понимаете, тогда у ребенка будет потребность осваивать «взрослую» речь! Кроме того, в этом возрасте у ребенка появляется способность говорить не о том, что есть на самом деле. До 2 лет ребенок не может что-то выдумать или солгать. Так же в возрасте раннего детства у ребенка развивается память, но в интересном направлении. Память проявляется в узнавании и в непроизвольном воспроизведении увиденного или услышанного. И вот как раз в этот период от детей можно услышать что-то очень странное или смешное, или увидеть что-то смешное. Именно в этом возрасте дети неосознанно могут повторять какие-либо ругательные слова или жесты, которые могли увидеть или услышать на улице или от родителей. И что же делать родителям в этом случае? Ну во-первых, при ребенке не употреблять никаких слов или жестов, которые бы вы не хотели видеть у детей. Детки умненькие, все понимают и запоминают. А во-вторых, если уже ваше дитя и принесло какое-то нехорошее слово с улицы, пожалуйста, не надо мило хихикать и умиляться, этим вы только показываете ребенку, что вам нравится то, что он сказал. И какая реакция ребенка? Он понял, отметил для себя, что это родителям нравится и все, теперь он это слово будет употреблять налево и направо. На 4-й раз родителям уже не нравится, что говорит ребенок и начинают его ругать. Что чувствует ребенок? Недоумение! Сначала родителям нравилось, а теперь нет? Как это? Это непоследовательные требования к ребенку! Непоследовательные требования не могут создать у ребенка понимание того, что хорошо, а что плохо, что нужно делать, а что - нет.
             Кроме того, в этом возрасте желания ребенка неустойчивы и быстро меняются. Ребенок не может сделать выбор, так как все его желания имеют одинаковую силу. Интересно, что только в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале, а к 3-м годам называет себя «я» и понимает, кто он: девочка или мальчик, и кто другие. Может сочувствовать, утешать. И вот это такое положительное и быстротечное развитие сменяется новым кризисом детства - кризисом 3-х лет.
             Кризис 3-х лет. Некоторые родители с ужасом ждут этого возраста. Ведь иногда этот возраст характеризуют как состояние вечной войны с родителями. Но «не так страшен черт, как его малюют». В чем заключается кризис, он заключается в том, что ребенок развивается, осознает себя, отделяется от взрослых и пытается установить с ними другие отношения, более глубокие. Позиция ребенка изменяется, его самостоятельность и активность растет, и это должны учитывать родители, они тоже должны перестраиваться. Иногда родители не могут принять его самостоятельность, опекая ребенка, не поощряя инициативность. И тогда проявляются кризисные явления. Всего в литературе описано 7 кризисных проявлений:
1. Негативизм. Это когда ребенок дает негативную реакцию не на какое-то действие, а на требование или просьбу именно взрослого. Он не делает что-то именно потому, что это предложил определенный человек. Негативизм избирателен, то есть ребенок может игнорировать просьбы и требования одного взрослого, или одного воспитателя, а к другим относится нормально. Может показаться, что это просто признак непослушного ребенка любого возраста. Но при обычном непослушании, он чего-то не делает потому, что ему не хочется делать именно это - возвращаться домой с улицы, ложиться спать. А при негативизме ребенок делает что-то, но наоборот. Например, мальчик решил рисовать, но вместо ожидавшегося отказа получил одобрение родителей. С одной стороны, рисовать ему хочется, но с другой стороны, еще больше хочется сделать наоборот. Он нашел выход из ситуации: расплакавшись, он потребовал, чтобы рисовать ему запретили. После исполнения его желания он спокойно сел рисовать.
2. Упрямство. Это реакция, когда ребенок настаивает на чем-то не потому что ему этого очень хочется, а потому что это он об этом сказал взрослым и хочет, чтобы с его мнением считались и принимали всерьез.
3. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всех отношений, против принятых норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.
4. Своеволие. Это сверхсамостоятельность.
5. Протест-бунт. Ребенок постоянно ссорится с родителями.
6. Деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над взрослыми, он диктует, что он будет есть, а что нет, может мама уйти в магазин или нет.
7. Обесценивание. Обесценивается то, что раньше было привычным. Семейные нормы и правила, привязанность к любимым вещам и т.д.
             Такие проявления будут говорить о том, что у ребенка изменяются отношения к другим людям и к себе самому, он отделяется от близких взрослых.
Что же делать родителям?
              Во-первых, родителям необходимо следовать одной линии поведения. Ребенок должен знать, что что-то делать нельзя при любом взрослом, а не только при одном или двух.
              Во-вторых, поддерживайте авторитет взрослого. Даже если один из родителей где-то неправ, не стоит тут же одергивать и поправлять его на глазах у ребенка.
              В-третьих, следует спрашивать его совета, прислушиваться к его мнению. Так ребенок почувствует себя взрослым членом семьи, с которым считаются. Это очень важно для ребенка. Кроме того, можно помочь ребенку чувствовать себя взрослым. Дарите ребенку «взрослые» подарки: блокнот и ручку, часы и т.д.
            В-четвертых, наделяйте ребенка большими правами, позвольте ему быть самостоятельным. Ведь именно этого он и хочет. Ребенок хочет, чтобы его воспринимали как полноценного члена семьи.
           В-пятых, хвалите ребенка, говорите, какой он хороший и как хорошо у них что-то получается. К сожалению, сейчас все большему количеству детей этого не хватает. А ведь несмотря на то, что они хотят быть взрослыми им как никогда нужна любовь и поддержка.
             В-шестых, не давайте собой манипулировать. Помните, главное переждать любую истерику и не повестись на нее. Сначала тяжело, но помните, Вы делаете только лучше себе и своему ребенку!
             И последнее, дорогие родители, терпения вам и выдержки - это самое главное!






В статье использованы материалы книг:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. - Т.6.

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология

Наш блог

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
28
29
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01

Популярные теги

Lalio Логопед Харьков Логопеды Логопеды Харьков Помощь логопеда Психолог Харьков Речь ребенка детский психолог занятия с логопедом занятия с логопедом Харьков консультация врача - логопеда консультация врача - логопеда в Харькове консультация детского психолога консультация детского психолога Харьков консультация логопеда консультация психолога Харьков консультация семейного психолога консультация семейного психолога Харьков лалио лалио Харьков логопед логопед для взрослых логопедические занятия Харьков логопедический сайт развитие ребенка развитие речи развитие речи ребенка речевое развитие семейный психолог формирование речи

Наш адрес

г. Харьков
пр. Гагарина, 4, 1 этаж
Центр развития и коррекции речи
Ирины Коваль
"Lalio"

Запись на первичный приём:
тел. (057) 756-60-49
тел. (097) 294-09-58

Подробнее →