Коррекция речи, логопед, развитие речи, психолог в г. Харьков: центр развития и коррекции речи Ирины Коваль "Lalio"
Главная  //  Родителям о детях  //  Готов ли ребенок к школе?  //  Школьная адаптация: что должны знать родители?

Школьная адаптация: что должны знать родители?

ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ: ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ РОДИТЕЛИ?

ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ: ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ РОДИТЕЛИ?

        Первый по-настоящему взрослый шаг - первый класс, первый учитель, первый ранец, пенал-учебник-тетрадь, одноклассники, уроки и перемены, продленки, наконец, первый звонок, - и начался совершенно новый этап жизни ребенка и его родителей. Однако, согласитесь, школа входит в сознание родителей и ребенка еще до первого сентября, задолго до этого, ведь в настоящее время обязательным стало подготовительное образование дошкольников. На выбор родителей предлагаются подготовительные классы, группы раннего развития, да и сами школы на выбор: с углубленными и ускоренными программами. Тенденция раннего развития ребенка стала социальным явлением. Почему же все чаще на консультацию психологов обращаются родители с вопросами о дезадаптации ребенка младшей школы?! Родители спрашивают о неуспеваемости ребенка, неусидчивости, нежелании делать уроки дома, тревожности и т.п. Начальная школа и неуспеваемость ребенка ставят под сомнение всю ту работу, которую проделали взрослые и ребенок до школы. 
       Во-первых, отметим, что переход на обучение детей в школе с 6 лет обнаруживает часто несоответствие способностей и возможностей ребенка тем качествам, которые необходимы для усвоения школьной программы. Многие психологические качества в принципе неспецифичны для 6-летнего ребенка. Бывает так, что родители отдают ребенка в школу, надеясь, что в первом классе он «дотянет» до общей программы и сумеет «выровняться». Мотивом раннего поступления в школу служит возраст («нам уже 6!»), а также сравнение ребенка с детьми из группы садика («Остальные дети в группе собираются в школу»). 
        Не следует сравнивать своего ребенка со сверстниками, сравнивайте его с ним же, только раньше. Тогда Вы отметите, ребенок действительно развивается и обучается, просто в своем темпе. Если Вы все-таки наблюдаете резкое несоответствие способностей ребенка и группы, то обратитесь за консультацией к специалисту и не спешите в школу. За отведенное время можно многому научиться и «созреть» к урокам.
     Во-вторых, одним из неблагоприятных последствий снижения возраста начала обучения явилось часто встречаемое сейчас расслоение классов на «сильных» и «слабых» шестилеток. В такой ситуации возникает конфликт между предлагаемой интенсивной программой обучения и неравномерностью успеваемости детей. Учитель в такой ситуации будет, скорее всего, ориентироваться на более подготовленных ребят.
Поэтому необходимо подбирать программу начального обучения в школе, ориентированную на понимание материала и постепенную отработку и автоматизацию всех навыков - письма, счета, наглядно-действенных операций, а не с ускоренным усвоением знаний.
        В-третьих, у многих родителей существует следующая установка: «Чем больше учишься, тем лучше успехи, поэтому если не получается, необходимо больше этим заниматься». Отсюда все внимание родителей и детей переключается на школьную программу. Однако описанное утверждение справедливо лишь отчасти, а точнее справедливо больше ко взрослым. Не стоит забывать о законах физиологии развития ребенка: для успешного обучения необходимо гармонизировать распорядок дня, внедрив режим труда и отдыха. Интеллектуальная нагрузка затрачивает колоссальную энергию, поэтому умение отдохнуть - залог будущих успехов. Ежедневный режим позволяет выработать физиологическое привыкание, как к нагрузкам, так и к отдыху. Эффективным отдыхом является сон, а также двигательные упражнения (танцы, плавание, теннис). 
           В связи с отмеченной выше тенденцией на раннее обучение часто возникают предпосылки к завышенному уровню притязаний родителей. Так, к неизбежным в начале школьного обучения трудностям и неудачам не ожидавшие этого родители относятся резко отрицательно. Под влиянием таких оценок взрослых у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность, что в свою очередь, приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. 
        Так складывается порочный круг: неуспех школьника ведет к низкой оценке, наказание за оценку порождает тревожность, тревожность вызывает дезорганизацию обучения, дезорганизация - низкую продуктивность и неуспех. Чем дальше, тем сложнее прервать этот круг, поэтому неуспешность становиться «хронической», затрагивая личностный компонент (самооценку) и социальный (взаимодействие со взрослыми и сверстниками). Поэтому так важно замечать даже самые маленькие успехи начинающего школьника!
         Какие же специфические психологические качества необходимы для успешной адаптации ребенка в школе?:
   1. Интеллектуальная готовность к школе. В нашей статье "Готов ли ребенок к школе?" Вы найдете показатели интеллектуальной готовности ребенка к школе 
     2. Эмоционально-волевая готовность, включает в себя:

  • умение самоорганизации (самостоятельность в навыках организации труда);
  • высокую произвольность (управляемость) поведения, как следствие произвольности функции внимания;
    учебную мотивацию (интерес подражать школьникам, играть в учителя, писать на доске и в тетради и пр.).


           В заключение хочется отметить, что первые успехи, первые неудачи школьника - это нормальный этап обучения ребенка. Важно, как правильно смогут расценить причины неуспешности родители и вовремя с этим справиться. 
             Желаем Вам удачи!


Наш блог

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
28
29
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01

Популярные теги

Lalio Логопед Харьков Логопеды Логопеды Харьков Помощь логопеда Психолог Харьков Речь ребенка детский психолог занятия с логопедом занятия с логопедом Харьков консультация врача - логопеда консультация врача - логопеда в Харькове консультация детского психолога консультация детского психолога Харьков консультация логопеда консультация психолога Харьков консультация семейного психолога консультация семейного психолога Харьков лалио лалио Харьков логопед логопед для взрослых логопедические занятия Харьков логопедический сайт развитие ребенка развитие речи развитие речи ребенка речевое развитие семейный психолог формирование речи

Наш адрес

г. Харьков
пр. Гагарина, 4, 1 этаж
Центр развития и коррекции речи
Ирины Коваль
"Lalio"

Запись на первичный приём:
тел. (057) 756-60-49
тел. (097) 294-09-58

Подробнее →