Коррекция речи, логопед, развитие речи, психолог в г. Харьков: центр развития и коррекции речи Ирины Коваль "Lalio"
Главная  //  Родителям о детях  //  Развитие и коррекция речи  //  Этапы развития речи  //  Развитие речи. Начало начал

Развитие речи. Начало начал

           Еще недавно у вас была совершенно другая жизнь, центром которой были вы сами, ваши желания, ваши стремления, ваши потребности. Но произошло чудо, зародилась новая жизнь, и все закрутилось, завертелось, заработало, подчиняясь каким-то своим непостижимым законам. Новые ощущения, перестройка организма, гормоны, страхи, переживания, бесконечные анализы, врачи, лекарства, роддом, схватки, роды, и, наконец, долгожданная встреча – главное чудо, новый центр вселенной – ваш малыш, посапывающий у вас на руках.

           Приятная усталость, неописуемый восторг и счастье, и кажется, самое тяжелое позади. На самом деле все только начинается. Теперь ваша жизнь подчиняется потребностям, желаниям маленького человечка, самого дорого, самого любимого, самого желанного человечка, и пока еще самого непонятного для вас. Непонятный плач, непонятный насморк, непонятная температура, непонятный аппетит, непонятный сон – непонятно и пугает абсолютно все! Но бессонные ночи, помощь и забота близких людей, и самое главное – ваша безграничная любовь творят чудеса, и ваше чадо становится самым родным, вы чувствуете каждый его вдох, слышите каждый его всхлип, и знаете о нем абсолютно все – что ему надо, что ему хочется сейчас, что ему захочется через минуту. Советы мудрых бабушек, рекомендации врачей, информация из книг, журналов, Интернета помогают стать вам лучшим специалистом в области детского развития, самым лучшим именно для вашего малыша. И для вас очень важно знать, когда, что, и в каком объеме должен сделать ваш карапуз, для того чтобы расти здоровым, умным и счастливым ребенком.

           С пристальным вниманием, под неусыпным контролем со стороны бабушек, дедушек, соседей и участкового педиатра, вы строго следите за тем, когда малыш поднял головку, когда повернулся на животик, когда сел, когда вылез у него первый зуб, когда он сделал свои первые шаги на пути в самостоятельную жизнь. Следите, чтобы вовремя помочь, не пропустить что-то серьезное… И это действительно правильно, потому что каждое достижение ребенка является необходимой основой, базой для его дальнейших «подвигов». И задерживаться совершенно некогда! Только за один год маленький пищащий комочек превращается в смышленого непоседу с собственными интересами, потребностями и с неуемной жаждой к новым знаниям, умениям, открытиям.
И если с двигательным, физическим развитием более или менее все понятно и наглядно, то интеллектуальное, в частности речевое развитие малыша на первом году жизни таит в себе много загадок, тем не менее, имеет колоссальное значение для счастливого будущего.

           Итак, начнем с самого начала. Малыш родился. Из такого родного, надежного, привычного, теплого родился в холодное, шумное, яркое, страшно непонятное. И самое главное сейчас, чтобы опять стало тепло, сытно, спокойно и пахло мамой. И малыш кричит. Сначала кричит, потому что страшно и неприятно, а потом, чтобы стало спокойно и сытно. Проходят дни, недели, месяц. Мама рядом, практически всегда сухо и комфортно, и уже почти совсем не страшно. А вокруг, оказывается, столько всего интересного! Но пока мало что видно. Поэтому надо повернуться, посмотреть внимательней и прислушаться! Столько разных ощущений, образов и разных звуков, и самый приятный из них голос мамы, ведь это значит, она рядом , со своими сухими пеленками, со своим теплом, со своим молоком, со своими объятиями, со своей любовью. Малыш, как губка, впитывает в себя все краски, все запахи, все звуки, все ощущения, которыми богат окружающий мир. И это самый ценный багаж, который обретает маленький человечек. Это фундамент для дома, для замка под названием "личность"! Чем больше ощущений, чем разнообразнее они, тем быстрее малыш двигается дальше в своем развитии. На основе полученных впечатлений делаются первые выводы, формируются образы, понятия, проводятся первые классификации. И это огромный, колоссальный труд для малыша, на это тратится невероятное количество сил, энергии, потому что это самая главная задача – познавать этот мир, чтобы приспособиться к нему, адаптироваться, выжить. И самый первый, самый главный вывод, который делает малыш – невозможно ничего узнать, невозможно привыкнуть к внешнему миру, невозможно выжить без взрослого, без человека, непосредственно ухаживающего за ним. Малыш выделяет этого человека из общего потока ощущений, запоминает его лицо, его голос и пытается идти на первые контакты. Первые улыбки, первые движения, первые звуки, адресованные определенному человеку, вот начало начал, это первый опыт общения. И если малыш получает все необходимое для себя от взрослого, если все его потребности удовлетворены, и он твердо уверен в завтрашнем дне, а всякие досадные ощущения вроде набухших десен или бурчащего животика не сильно отвлекают, тогда наступает время великих открытий.

            Это для нас, взрослых, все просто и ясно: мы произносим разные звуки, звуки складываются в слова, слова обозначают предметы, действия, явления из окружающего мира. А для ребенка это настоящее волшебство, открытие Америки. И открыть эту "Америку" малыш может для себя только сам, благодаря собственной активности, собственной деятельности. А первое, что умеет делать ребенок, это плакать. В этом деле малыш со временем становится настоящим виртуозом, с помощью одного только плача он может не только заявить о своих чувствах, о желаниях, о своем отношении к происходящему вокруг, но и ловко манипулировать взрослыми. Проходит немного времени, и в плаче рождаются первые речевые звуки. Пока они имеют мало сходства с человеческой речью, но это новый, очень важный этап речевого развития, называемый гулением. Малыш открывает для себя удивительный мир звуков, с удовольствием играет, экспериментирует с ними, таким образом, тренирует свой речевой аппарат, познает себя, свои возможности, окружающий мир. В это же время ребенок учится слушать, выделять звуки речи в общем потоке ощущений. А это основа для развития фонематических процессов, без которых речь просто невозможна. В этот важный период жизни малышу как никогда нужен взрослый, главный волшебник, пример для подражания, мощный стимул для говорения. Он помогает превратить звуки в слова, в песню, в любовь, в заботу. И для улыбки взрослого малыш двигается к следующему открытию – звуки можно соединять в слоги, начинается лепет. Сколько умиления у взрослых, сколько восторга у болтуна, и сколько пользы для речевого аппарата и психического развития в целом! Особенно, когда это не монолог, а настоящий диалог: взрослый все повторяет за малышом, оформляя при этом беспорядочные слоги в слова. И все это с улыбкой, с хорошим настроением, с четкой артикуляцией. При этом, не забывая про пассивный словарь (понимание слов, обозначающих предметы, людей из ближайшего окружения малыша) много раз четко называя все, что малыш видит, с чем играет, в чем заинтересован. Постоянные речевые "тренировки", богатая на впечатления жизнь, активная поддержка взрослых, и вот он - долгожданный результат - первые полноценные слова, самые главные, самые важные в жизни: ПАПА, МАМА, ДАЙ! Но останавливаться никак нельзя! Впереди столько еще интересного, что нужно открыть, познать, покорить... Только вместе!

           В итоге хочется подчеркнуть, что развитие речи малыша начинается с первых дней его жизни. Это довербальный этап речевого развития – еще далеко до первых слов, но малыш уже трудится изо всех сил: произносятся первые звуки, слоги, происходят первые уроки общения, закладываются основы фонематических процессов – ребенок учится слышать речевые звуки, слова, понимать названия окружающих предметов, явлений. И для успешного речевого развития малыша на первом году жизни необходимы:

  1. здоровый, сытый, сухой, выспавшийся, довольный жизнью ребенок;
  2. здоровый, выспавшийся, довольный жизнью родитель;
  3. непосредственное (без телевизоров, телефонов, грязной посуды, глаза в глаза) эмоциональное общение взрослого и малыша;
  4. окружающий мир (звуки, краски, ощущения, чем разнообразнее, тем лучше, главное, чтобы все было адекватным для малыша – не сильно громким, не сильно ярким, приятным и комфортным);
  5. и самое главное – вера в себя, самого лучшего родителя, и вера в малыша, самого лучшего в мире.

 

Наш блог

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
28
29
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01

Популярные теги

Lalio Логопед Харьков Логопеды Логопеды Харьков Помощь логопеда Психолог Харьков Речь ребенка детский психолог занятия с логопедом занятия с логопедом Харьков консультация врача - логопеда консультация врача - логопеда в Харькове консультация детского психолога консультация детского психолога Харьков консультация логопеда консультация психолога Харьков консультация семейного психолога консультация семейного психолога Харьков лалио лалио Харьков логопед логопед для взрослых логопедические занятия Харьков логопедический сайт развитие ребенка развитие речи развитие речи ребенка речевое развитие семейный психолог формирование речи

Наш адрес

г. Харьков
пр. Гагарина, 4, 1 этаж
Центр развития и коррекции речи
Ирины Коваль
"Lalio"

Запись на первичный приём:
тел. (057) 756-60-49
тел. (097) 294-09-58

Подробнее →