Коррекция речи, логопед, развитие речи, психолог в г. Харьков: центр развития и коррекции речи Ирины Коваль "Lalio"
Главная  //  Родителям о детях  //  Нарушение чтения и письма  //  Дисграфия

Дисграфия

ДИСГРАФИЯ

ДИСГРАФИЯ

           Дисграфия, если говорить научным языком, - это стойкое специфическое нарушение процесса письма. Стойкое - значит, сохраняется на протяжении длительного времени, и само не проходит. Специфическое - значит, не просто ошибки по невнимательности или незнанию, а патологический процесс, икаженное формирование функции, которое само не проходит. Нарушение - это не значит, что ребенок - невнимательный, рассеянный, неспособный балбес. Это не значит, что у ребенка безответственные родители, не уделяющие должного внимания малышу. И это не значит, что в школе некомпетентный учитель, который не может научить правильно. Это значит, что в следствие негативного влияния определенных факторов, наследственности, различных неврологических патологий, искаженного психоречевого развития и так далее, произошли сбои в функционировании отделов головного мозга, отвечающих за осуществление процесса письма. Это значит, что необходима система коррекционных мероприятий и усиленное внимание к проблеме со стороны родителей, учителей и коррекционных педагогов - логопедов. Потому что само не пройдет.

            Прежде чем говорить о дисграфии, как о нарушении, необходимо разобраться с тем, что же такое письмо. Для нас, взрослых все понятно: письмо - это способ передачи смысла высказываний, умозаключений, способ фиксации устной речи на бумаге. Для детей, которые только овладевают новой функцией, письмо - это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс, в котором принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный, и который включает в себя большое количество операций. Сначала мотив, побуждение, задача : для чего, что именно, и в каком порядке. Дальше предложения делятся на слова, слова на звуки. Следующая операция - соотнесение каждого звука из слова с определенным зрительным образом буквы. А затем, с помощью движений руки зрительный образ буквы изображается на бумаге. Но не все так просто. Каждая операция требует высокого уровня сформированности определенных функций. Слуховая дифференциация звуков, правильное произношение звуков, языковой анализ и синтез, чтобы делить слова на звуки. Зрительный анализ и синтез, пространственные представления, связь руки и зрения, развитая мелкая моторика рук, чтобы правильно записывать буквы. Сформированность лексико-грамматической стороны речи, чтобы правильно делить предложения на слова, делать паузы между словами, и чтобы все предлоги и окончания были на своих местах. Если какая-то функция „страдает", несформирована, недоразвита, тогда происходят неполадки, ошибки, нарушения процесса письма - дисграфия.
             Как отличить дисграфию от простой невнимательности и неграмотности, характерных для детей младшего школьного возраста?
Все дети совершают ошибки. Ошибки - это неотъемлемая часть учебного процесса, процесса формирования новых умений и навыков. Пропустить букву в конце слова, написать А вместо О в середине слова, недописать какой-то элемент буквы - это в порядке вещей. Сказывается недостаточная концентрация внимания, незнание всех правил орфографии, ограниченность возможностей руки. В ходе постоянной практики ошибок все меньше и меньше, совершенствуются движения руки, становится более устойчивым внимание, узнаются и применяются новые правила, формируются навыки правописания и чистописания. Когда ошибки сохраняются на протяжении длительного времени, ребенок не „выписывается", как его сверстники, когда ошибки носят специфический характер, их называют иногда нелепыми (искажение всего слова, замена букв, обозначающих далекие по звучанию и артикуляции звуки, пропуски звуков, слогов, неправильное деление предложения на слова, неправильное написание предлогов, окончаний), тогда можно говорить о дисграфии. Стойкие, специфические ошибки.
            Обычно на проблему дисграфии обращают внимание родителей учителя младших классов, которые могут сравнить возможности ребенка с другими учениками. Главное, сделать это надо как можно раньше, чтобы были своевременно предприняты необходимые коррекционные меры.
Проблема с освоением письменной речи возникает далеко не у всех детей. С чем это связано? Каковы причины дисграфии?
            Дисграфия не возникает только в период обучению грамоте, письму. Да, она проявляется именно в этот период, но уже как следствие дисгармоничного речевого и психического развития. Причины, предпосылки кроются гораздо глубже. Это наследственность (такие же проблемы могли быть у мамы или у папы в их детстве), это патологическое протекание беременности, родов, в результате - нарушение функционирования отделов мозга, отвечающих за письмо, в частности мозжечковая недостаточность. Это задержаное или искаженное речевое развитие, есть нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-граматической стороны речи (ребенок поздно заговорил, не выговаривает некоторые звуки речи, не различает звуки речи на слух, путает звуки, близкие по звучанию и способу образования С-Ш, С-З, Ж-Ш, Р-Л, его речь аграматична, слова не согласовываются между собой в предложении). Это проблемы с координацией движений, с формированием пространственных представлений ( ребенок путается в понятиях „право-лево", „вверх-вниз"), особенности психического развития (гиперактивность, дефицит внимания, минимальная мозговая дисфункция).
Можно ли предупредить возникновение серьезных проблем с письмом? На что нужно обращать внимание родителям будущих первоклассников, чтобы старт школьной жизни был удачным?
Конечно, легче предупредить, чем потом исправлять, корректировать, лечить. Для этого нужно внимательно следить за психоречевым развитием малыша с первых дней его жизни. Когда поднял головку, когда в первый раз улыбнулся, повернулся, сел, пошел. Когда сказал первые слова, желательно, чтобы это произошло до года. Когда сказал первые фразы - оптимальное время для этого 1,5 года - 2 года. В 3-4 года необходимо обращать внимание на формирование развернутой речи малыша, изменение слов по родам, падежам, числам, согласование слов в предложении. Также в этом возрасте закладываются пространственные представления, навыки ориентации в пространстве - право, лево, верх, низ, понимание и употребление предлогов на, в, с, до, от, под, между, над. Обязательным условием успешного обучения грамоте является правильное произношение всех звуков родной речи, которое должно быть сформировано до 5-6 лет. В этом возрасте также можно и нужно формировать навыки звукового анализа и синтеза (определить первый звук в слове, последний, составить из звуков слово, разбить слово на звуки).
Обращать внимание нужно и на развитие общей моторики, координации движений, и в частности, развитие мелкой моторики рук. Если беременность, роды, первый год жизни протекали не так гладко, как хотелось бы (недоношенность, затяжные или стремительные роды, гипоксия, поражения центральной нервной системы, неврологические нарушения), тогда малышу, скорее всего, необходима стимуляция развития мозжечка, отдела, напрямую связанного с функцией письма. Покачивания, убаюкивания на руках, катание на качелях, каруселях - не просто прихоть, а важный момент коррекции. Проблемы с письмом могут возникнуть у детей с леворукостью. Здесь главное - не переучивать, а грамотно построить процесс обучения с учетом особенностей развития ребенка.
            Основные моменты, на которые нужно обязательно обратить внимание при подготовке ребенка к обучению грамоте:
Своевременное полноценное речевое развитие. Все дефекты звукопроизношения, лексико-граматического строя речи должны быть устранены до школы!
             Если ребенок неловкий, неуклюжий, часто падает, не хочет, не любит, отказывается рисовать, тогда серьезно нужно поработать с развитием координации движений (развивать ловкость, силу, скорость движений, связь руки и зрения, взаимосвязь полушарий - соотносящие движения правой и левой руки и ноги). Развивать нужно и мелкую моторику рук. Паззлы, конструкторы с мелкими деталями, наборы для творчества (бисер, оригами, аппликации, раскраски).
             Своевременное начало школьного обучения. Когда ребенок готов физически (происходит смена зубов, ребенок меньше болеет), когда сформированы в достаточной степени познавательные процессы (ребенок хорошо запоминает, может сконцентрировать внимание на поставленной задаче, владеет навыками анализа, синтеза, обобщения). И когда ребенок готов морально (развиты эмоционально-волевые качества, ребенок может ждать, придерживаться правил, подчинять свои интересы и желания общим интересам).
            Что делать, как помочь ребенку-дисграфику?
            Эта проблема не может решиться сама собой, не может решиться только одним ребенком, или родителями, или учителем, или специалистом-логопедом. Для достижения результата необходима тесная взаимосвязь между ребенком, учителем, родителями, логопедом и психологом. Разобраться в причинах, осуществлять грамотную систематическую коррекционную работу с учетом особенностей развития ребенка, и самое главное, поддерживать, стимулировать и верить в ребенка.

Наш блог

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
28
29
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01

Популярные теги

Lalio Логопед Харьков Логопеды Логопеды Харьков Помощь логопеда Психолог Харьков Речь ребенка детский психолог занятия с логопедом занятия с логопедом Харьков консультация врача - логопеда консультация врача - логопеда в Харькове консультация детского психолога консультация детского психолога Харьков консультация логопеда консультация психолога Харьков консультация семейного психолога консультация семейного психолога Харьков лалио лалио Харьков логопед логопед для взрослых логопедические занятия Харьков логопедический сайт развитие ребенка развитие речи развитие речи ребенка речевое развитие семейный психолог формирование речи

Наш адрес

г. Харьков
пр. Гагарина, 4, 1 этаж
Центр развития и коррекции речи
Ирины Коваль
"Lalio"

Запись на первичный приём:
тел. (057) 756-60-49
тел. (097) 294-09-58

Подробнее →